Обыкновенная история гончаров композиция и конфликт

«Обыкновенная история» – первое произведение, с которым Гончаров решился выйти на публику. Иван Александрович Гончаров – родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. Особенности сюжетной линии и проблематика, сохраняющая свою актуальность для каждого читателя и сегодня, романа Ивана Гончарова "Обыкновенная история". Какую проблему освещает роман Гончарова «Обыкновенная история»? Роман Гончарова «Обыкновенная история» освещает проблему бесцельной жизни и отсутствия смысла в ней, человеческой скуки и чувства безысходности. Появление в печати романа «Обыкновенная история» (1846) означало признание литературного таланта Гончарова. В 1853 г. Гончаров отправляется в кругосветное плавание на военном фрегате «Паллада», продолжавшееся два года.

И. А. Гончаров "Обыкновенная история": анализ

Обзор романа обыкновенная история гончарова кратко Чем примечательна первая книга Гончарова “Обыкновенная история”? Как писалось произведение. История создания “Обыкновенной истории” Гончарова охватывает довольно продолжительный период времени.
«Обыкновенная история», анализ романа Гончарова Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847) замысел всей трилогии получил оригинальное воплощение. Конфликт между дядей и племянником призван был отразить весьма характерные явления русской общественной жизни 1840‑х годов, нравы и быт той эпохи.
«Обыкновенная история» краткое содержание романа Гончарова – читать пересказ онлайн – выявить и охарактеризовать элементы романа воспитания в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова. – разработать урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» сквозь призму жанровой специфики.
Обыкновенная история Гончарова: особенности жанра и анализ произведения «Обыкновенная история» – это роман, который был опубликован в 1847 году, и как ни странно, он по-прежнему остается актуальным в наши дни. Роман рассказывает историю необычайно талантливого, но вполне обыкновенного молодого человека, Игоря Григоровича.

Обыкновенная история анализ

именно с ним происходит та самая "обыкновенная история", которая дала название роману - взросление и резкие перемены; Петр Адуев - столичный житель, сухой чинуша, сделавший карьеру, но забывший про душевное тепло и радость отношений. названии и содержании романа “Обыкновенная история” Характеристика образа Тушина в романе Гончарова «Обрыв» Образ Райского в романе Гончарова «Обрыв» "Обыкновенная история". Работа состоит из введения, двух глав, в которых даны биографические сведения о творчестве И.А. Гончарова и об истории создания романа «Обыкновенная история», анализа произведения, заключения, списка литературы, состоящего из 14 источников.

Тема «утраченных иллюзий» в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Проблематика произведения актуальна и в настоящее время, ведь воздействие окружающей действительности на любого входящего в жизнь человека ведет к изменениям его качеств. И роман «Обыкновенная история» изящно повествует о такой присущей каждому человеку метаморфозе в ходе взросления и адаптации к современному обществу. Особенности жанра и сюжетная линия Актуальность романа и сегодня определяется вопросами, которые в нем поднимаются. Автор на примере прекраснодушного главного героя Александра подробно раскрывает последовательность внутренних изменений, которые сопровождают процесс воздействия на его характер и мировоззрение под воздействием житейских перипетий. Как и каждому из нас, молодому человеку приходится анализировать изменения в современном ему обществе, а значит, и меняться самому.

Являясь типичным романом воспитания, «Обыкновенная история» уже своим названием привлекает внимание читателя: действительно, процессы в человеке по мере его адаптации во взрослой жизни можно назвать обычными, обыкновенными, привычным и нормальными для любого.

И в этот раз Александру не повезло с любовью, и он решает отвернуться от столь подлого и низкого высшего света, повернуться к простым людям, которые ниже его по умственному развитию, а значит, не смогут противостоять, и он сближается с Костяковым. Адуев пытался умертвить в себе столь развитое духовное начало, но оно было развито в нём слишком сильно и не сдавалось без боя. И если Александр сумел заставить себя не влюбляться, то он поневоле стал обворожителем. Несмотря на то, что он говорил, что любовь Лизы - скука, молодой человек постоянно ездил к ним на дачу, и причиной тому была отнюдь не рыбалка.

Александр постепенно превратился из мазохиста в садиста, если раньше он мучил себя любовью, то теперь он собирался мучить молодую Лизу. Но у Лизы был могущественный покровитель - её отец. Он не только предостерёг свою дочь от неминуемой страсти, но и преподал урок юному обворожителю, после которого Александру захотелось покончить собой, но не тут-то было, слова его - всего лишь слова, духу у него не хватило. Потом была поездка в театр вместе с тётушкой, и там виртуозный скрипач сильно поразил его, показав всю ничтожность его жизни. А после разговора с дядюшкой и тётушкой Адуев буквально уверовал в абсолютную правильность слов Петра Ивановича и был готов слепо следовать советам дяди.

Дядя посоветовал ехать в деревню - Александр поехал. В деревне Александра ждал радушный приём и любящая его мать. Вначале перемена места благотворно действовала на него, но вскоре "угождения матери ему стали докучны, а Антон Иваныч опротивел". Трудно поверить, но Александру нужен был труд. Он бросился писать, но надоело и это.

И тут, наконец, Адуев осознал, что ему нужно, он понял, что он скучает по жизни. В деревне, вдали от цивилизации, ему не место, Александр Адуев должен жить в Петербурге. Умерла мать, и теперь ничто не удерживало его в деревне, и до свидания Адуевы деревенские, да здравствуют Адуевы городские. А спустя уже четыре года Адуев-младший превратился в точную копию своего дядюшки. Он в своё время прошёл такой же путь, как и его племянник, и, возможно, у него тоже был дядя, но Пётр Иваныч не любит рассказывать об этом.

Лишь в самом конце собственный племянник разоблачил его, обнаружив на груди своей тётушки ветхие записки. Но в романе прослеживается другая перемена, произошедшая с Петром Иванычем. С первого взгляда он изменился как-то сразу, без подготовки. Но если посмотреть пристальней, то можно заметить, что на протяжении всего романа с дядюшкой происходили незаметные перемены, и, в конце концов, он самостоятельно понял великую истину: "Не в деньгах счастье". Пётр Иваныч осознал, что здоровье его и его жены, а также их взаимоотношения гораздо важнее, чем слава и презренный металл.

И, как не странно, основное влияние на изменение Адуева-старшего оказал его молодой племянник, показавший тому самого себя со стороны. Адуев ужаснулся в душе, плюс ещё его болезнь, слабость жены и её полное равнодушие ко всему, что происходит с ней и с её мужем. Все эти факторы сделали своё дело, Пётр Иваныч вышел в отставку и уехал наслаждаться жизнью со своей женой Лизаветой Александровной. Лизавета Александровна тоже не стояла на месте на протяжении текста. Но она, к сожалению, менялась не в лучшую сторону.

Если при первой с ней встрече это была молодая, умная, жизнелюбивая, всегда готовая помочь тётушка и жена, то в конце романа Лизавета Александровна побледнела, стала уже ко всему относиться с равнодушием, перестала иметь собственное мнение, и, что самое пошлое, она стала очень много уделять времени и сил презренному металлу. В общем, пожив десяток лет с Петром Иванычем, она стала такой же чёрствой, сухой и практичной, что совсем не идёт женщинам. Она настолько привыкла к этой постепенной, размеренной жизни, что даже предложение Петра Ивановича поехать на бал приводит её в ужас. Есть ещё несколько героев романа, проживающих в деревне. Вот эти четыре героя ни капельки не изменились на протяжении всего романа.

Анна Павловна на протяжении всего произведения продолжает боготворить своего единственного сына Сашеньку. Антон Иваныч по-прежнему ездит по всей округе и гостит у всех подряд. Аграфена всё так же груба и привязана к Евсею. А Мария Горбатова, пропустив свою молодость, так и осталась старой девой, толком не понявшей смысл жизни. Произведение было впервые зачитано в салоне семьи Майковых.

Гончаров внёс некоторые коррективы в свой роман именно по совету Валериана Майкова. Затем рукопись оказалась у М. Языкова, который должен был передать её Белинскому по просьбе самого автора. Однако Языков не спешил с выполнением просьбы, так как считал роман слишком банальным. Рукопись была вручена Белинскому Некрасовым, который забрал её у Языкова.

Белинский планировал издать «Обыкновенную историю» в альманахе «Левиафан». Однако этим планам так и не суждено было осуществиться. Гончаров получил выгодное предложение: он мог заработать 200 рублей за каждую страницу рукописи. Но Панаев и Некрасов предложили писателю ту же сумму, и Гончаров продал им своё произведение. Роман решено было опубликовать в «Современнике».

Публикация состоялась в 1847 году. Через год роман вышел отдельным изданием. Александр Адуев, сын небогатого помещика, собирается покинуть родное имение. Молодой помещик получил достойное университетское образование, которое теперь хочет применить на службе отечеству. Александр оставляет в имении свою первую любовь Сонечку и безутешную мать Анну Павловну, которая не желает расставаться с единственным сыном.

Сам Адуев тоже не хочет оставлять привычный уклад жизни. Однако высокие цели, которые он перед собой поставил, заставляют его покинуть родительский дом. Оказавшись в столице, Александр отправляется к своему дяде. Пётр Иванович уже много лет прожил в Петербурге. После смерти брата он перестал общаться с его вдовой и своим племянником.

Александр, кажется, не замечает того, что дядя не слишком рад его видеть. Молодой человек ждёт заботы и покровительства от близкого родственника.

В конце концов племянник его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгодный брак по расчету.

Осудив романтика Александра Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра Ивановича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преобразования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобрести между людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не гнули в дугу нужда, обстоятельства?

Бог его знает. Александр и Петр Иванович Адуевы противопоставлены не только как провинциальный дворянин-романтик и делец-буржуа, но и как два психологически противоположные типа. К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету Александровну, но и Наденьку.

Дочь несколькими шагами - впереди матери. Она без спросу полюбила Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для приличия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним миром и самим Адуевым, которым, изучив его хорошо, овладела и командует. Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый, что-то обещающий, но мелко самолюбивый, простой, обыкновенный юноша, каких везде - куча.

И она приняла бы его, вышла бы замуж - и все пошло бы обычным ходом. Но явилась фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька увидала, что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характере, ни в воспитании.

Она на минуту прислушалась к его стихам. Она ждала, что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пишет сносные стихи, но о них ни кто не знает, да еще дуется про себя на графа за то, что этот прост, умен и держит себя с достоинством.

Она перешла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской девушки - безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее авторитета матери. Но тут и кончилась эта эмансипация. Она сознала, но в действие своего сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент эпохи был моментом неведения.

Другие сочинения по этому произведению «Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.

Гончарова «Утрата романтических иллюзий» по роману «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе И. Гончарова «Обыкновенная история» Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история».

Главный герой романа И. Гончарова "Обыкновенная история" Две философии жизни в романе И. Образ Александра Адуева.

Петербург и провинция в романе И.

В любовных отношениях героев «тело» не участвует, любовь у Гончарова чисто духовное явление, что объясняется лицемерными представлениями века о приличиях. Ведь писатель, рассказав о поцелуе героев, вынужден даже извиняться перед строгим читателем: «Что делать!

Неприлично, но она отвечала на поцелуй! Здесь герой потерпел окончательный крах своих идеалов. Именно после истории с Лизой Адуев, разочарованный, потерявший вкус к жизни, решает покинуть Петербург, не осуществив своих возвышенных надежд и мечтаний.

Проведя полтора года в деревне, он возвращается к жизни, изменив свой взгляд на мир. Действительность осталась та же, люди те же, но он примирился с ними. Он открыл в мире и людях то, что до сих пор скрывалось от него, он убедился, что не мир плох, а его взгляды, которые теперь кажутся ему смешными.

Свой гнев «на мир и людей» герой называет комическим и сравнивает его с гневом «моськи на слона». То понимание жизни, к которому Александр приходит в деревне, обладает особым статусом и свидетельствует о духовной зрелости героя. Он готов сказать: «как хороша жизнь!

По сути дела, проблема смерти выходит за рамки жанра «Обыкновенной истории», потому мысль героя о ней дается как голый результат, за ней не стоит непосредственный опыт и не показан путь, к ней приведший. Да и просветление героя оказывается бесследно проходящим эпизодом. В эпилоге герой становится обыкновенным преуспевающим господином, который «с достоинством носит свое выпуклое брюшко и орден на шее!

Белинский считал последнюю метаморфозу, произошедшую с Александром Адуевым, недостаточно убедительной, и для сомнения критика есть основания: как герой, умудренный опытом, достигший гармонии, превращается в человека, упоенного карьерой и фортуной, не ясно, процесс не изображен. Читатель ясно видит, что заставляет героя отказаться от юношеских убеждений: их разбивает жизнь. А что вынуждает человека, которому «не страшна и смерть», удовлетвориться карьерой и богатством?

На этот вопрос роман не отвечает. Эстетическая природа героя обусловливает его движение от устаревших понятий к современным. На упрек Лизаветы Александровны, зачем он не остался таким, каким был четыре года назад в деревне, Адуев отвечает: «Я иду наравне с веком: нельзя же отставать!

Его черед наступит в романах философско-религиозного периода Достоевского и Л. Но на страницах «Обыкновенной истории» уже ставится под сомнение цель разумного человека достичь современных понятий. Адуев-младший становится «современным» человеком, избавляется от «дикого» языка, смешных, устаревших понятий, но вместе с ними теряет способность к высоким человеческим чувствам и стремлениям.

Племянник полностью принимает правду дяди, но дядя вдруг открывает, что есть в жизни нечто дороже чина тайного советника, и близок к тому, чтобы признать частично правоту племянника. Роман строится на столкновении двух разных взглядов на жизнь, каждый их которых в какой-то степени справедлив, а в какой-то ошибочен. Гончаров видит истину в синтезе правды одного и другого.

Взять лучшее из прошлого опыта и дополнить его современными понятиями — таков вывод романа, таков метод постижения Гончаровым истины, которому он верен во всех своих трех романах.

Обыкновенная История Гончаров: анализ и особенности жанра

«Обыкновенная история», анализ романа Гончарова Познакомить учащихся с судьбой писателя; дать общее представление о его романах, в которых писатель исследует один и тот же конфликт – конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни. Литература, Уроки, 10 класс, И. А. Гончаров.
«Обыкновенная история» 1. История создания и критические отзывы. Над созданием «Обыкновенной истории» И. А. Гончаров работал три года (1844-1846 гг.). После окончания работы писатель читал его в кружке Майковых, внося множество исправлений.
Анализ романа "Обыкновенная история" И. А. Гончарова: главные темы и символы Убедившись в том, что «Обыкновенная история» представляет собою замечательное произведение, Белинский предложил Гончарову отдать этот роман в альманах «Левиафан», который Белинский предполагал издать в 1846 году.
Тема «утраченных иллюзий» в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» Роман «Обыкновенная история» И. А. Гончарова — это произведение, написанное в 1847 году, которое относится к классической русской литературе.

Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Конфликт, характеры и авторская оценка в романе «Обломов». Роман Гончарова «Обрыв»: символический смысл романа, особенности структуры. Кто виноват?» Герцена: жанровое своеобразие, типология героев. В обстановке острой идейной борьбы, которой характеризовалась русская общественная жизнь в 40-х годах прошлого века, "Обыкновенная история" Гончарова вызвала в печати резкую полемику. «Обыкновенная история» И. А. Гончарова.

Иван Гончаров, "Обыкновенная история": краткое содержание, главные герои, история создания

Тема «утраченных иллюзий» в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» Называя свой роман «Обыкновенной историей», Гончаров с иронией, сочувствием и грустью констатировал, что приобщение человека, претендовавшего в начале своей жизни на исключительность, к современному стереотипу исторически и социально-предопределено.
«Обыкновенная история» Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Роман Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» был одним из первых русских реалистических произведений, повествующих о повседневной жизни обыкновенных людей.
Анализируем проблематику романа «Обыкновенная история» Гончарова: ключевые темы и символы. Внешне сюжет "Обыкновенной истории" имеет ярко выраженный хронологический характер. Гончаров обстоятельно и неторопливо ведет рассказ о жизни Адуевых в Грачах, создавая в воображении читателя образ милой сердцу автора дворянской провинции.
Обзор романа обыкновенная история гончарова кратко Замысел и работа над романом датируются 1845 – 1846 гг. В это время Гончаров сближается с демократами.

“Обыкновенная история”, анализ романа Гончарова

К такому выводу подталкивает героя сам Гончаров в эпизоде, где описывается состояние Александра после поразившей его воображение вдохновенной игры заезжего скрипача. Не мудрено, что порой и свой спор с дядюшкой Александр воспринимает сквозь призму сюжета известного пушкинского стихотворения «Демон», и тогда Петр Иванович ему представляется в образе «злобного гения», искушающего неопытную душу… Смысл «демонической» позиции Петра Ивановича заключается в том, что человеческая личность для него — всего лишь механический слепок своего «Века». А потому он не признает власти сердечных увлечений, считая человеческие страсти «ошибками, уродливыми отступлениями от действительности». Так же он относится к «дружбе», «долгу», «верности». Все это дозволяется современному человеку, но в границах «приличий», принятых в обществе. Недаром пропорциональность, правильность, мера во всем становятся доминантными характеристиками и его поведения и его наружности ср. Гончаров не приемлет в своем герое не апологию «дела» как таковую, а крайние формы отрицания мечты и романтики, их благотворной роли в становлении человеческой личности вообще.

И в этом случае правота в споре уже переходит на сторону племянника: «Наконец, не есть ли это общий закон природы, что молодость должна быть тревожна, кипуча, иногда сумасбродна, глупа и что у всякого мечты со временем улягутся, как улеглись у меня? Ближе к финалу яснее проступает и жанровая структура первого романа Гончарова, ориентированная на сюжетные каноны «романа воспитания»197. Воспитание жизнью понимается в романе прежде всего как воспитание чувств героя. Одним из уроков жизненной мудрости стало для Александра открытие благотворной, возвышающей силы страданий и заблуждений: они «очищают душу», делают человека «причастным всей полноте жизни».

Все это дозволяется современному человеку, но в границах «приличий», принятых в обществе. Недаром пропорциональность, правильность, мера во всем становятся доминантными характеристиками и его поведения и его наружности ср. Гончаров не приемлет в своем герое не апологию «дела» как таковую, а крайние формы отрицания мечты и романтики, их благотворной роли в становлении человеческой личности вообще. И в этом случае правота в споре уже переходит на сторону племянника: «Наконец, не есть ли это общий закон природы, что молодость должна быть тревожна, кипуча, иногда сумасбродна, глупа и что у всякого мечты со временем улягутся, как улеглись у меня? Ближе к финалу яснее проступает и жанровая структура первого романа Гончарова, ориентированная на сюжетные каноны «романа воспитания»197. Воспитание жизнью понимается в романе прежде всего как воспитание чувств героя.

Одним из уроков жизненной мудрости стало для Александра открытие благотворной, возвышающей силы страданий и заблуждений: они «очищают душу», делают человека «причастным всей полноте жизни». Тот, кто в свое время не был «неизлечимым романтиком», не «чудачил» и не «сумасбродствовал», никогда не станет и хорошим «реалистом». Пушкинская мудрость — «смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный» — словно витает над финальными страницами творения Гончарова. Эта мудрость и помогает разобраться в непреходящей сути спора между дядей и племянником. Не потому ли в финале Петр Иванович так жестоко расплачивается за свою деловитость, что он слишком быстро поспешил принять «правду» «Века» и так легко и равнодушно расстался и с «желтыми цветами», и с «ленточкой», украденной из комода возлюбленной, и с иной «романтической чепухой», которая все же наличествовала в его жизни?

Чем дальше развивает и дорисовывает Гончаров характер Александра неоднократно подчеркивая его родственность пушкинскому Ленскому , тем яснее становится, что этот романтик присвоил себе романтизм, но воплотить его в поступке, в судьбе, в творчестве не сумел, чем и отличается он от истинных романтиков. В финале романа он решает пустить в выгодный оборот свое умственное и душевное достояние — в тот оборот способностей и капиталов, которым и создается петербургская цивилизация,— и преуспевает в этом не меньше дяди. Гончаров не вершит суд и расправу над героями, он только тщательно собирает все подробности их жизни и составляет простую, стройную картину — без резких контуров, без слишком густых теней, без чересчур ярких пятен света. Смысл картины выступает сам собою» хотя он не так уж и прост, как казалось то некоторым критикам. Ошибиться в нем невозможно: все данные достоверны, осязаемы, все живет и движется здесь свободно и естественно.

В этом неотразимая сила гончаровского реализма, проявившаяся уже в первом романе «Обыкновенная история». Роман Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история», написанный в тысяча восемьсот сорок четвертом - тысяча восемьсот сорок шестом годах, стал значительным событием в русской словесности. Роман типичное житейское явление: молодой Александр Адуев, выросший в деревне, среди крестьян, воспитанный нежно любящей его матерью, полный романтических надежд на вечную любовь, благородных душевных порывов, уезжает в Петербург для того, чтобы «делать карьеру и фортуну». Ему было даже все равно, какое дело он себе выберет: будь то литературное поприще или же государственная деятельность. В Александре много наивной провинциальной доверчивости. Он привык видеть в каждом встречном человеке друга, привык видеть людей, чьи глаза излучают человеческое тепло и участие. Он верит в родственные чувства, он думает, что дядя в Петербурге встретит его с распростертыми объятиями, как принято в деревне, но… дядя не дает ему обнять себя, держит его на некотором расстоянии. Ему дико, грустно; его никто не замечает; он потерялся здесь; ни новости, ни разнообразия, ни толпа не развлекают его. Провинциальный эгоизм его объявляет войну всему, что он видит у себя». Объявляет войну, прежде всего, своему дяде Петру Ивановичу Адуеву.

Это человек, совершенно отличный от Александра. Он наделен умением трезво и деловито смотреть на вещи. Однако со временем становятся заметны сухость и расчетливость в его характере. Он презирает безделье, бесполезную мечтательность, призывает своего племянника к делу. Он убивает в Александре надежды на вечную любовь. Сонечка совершенно забыта Александром, он влюблен в Надежду Любецкую. Дядя твердит, что любовь не вечна, что, в конце концов, Наденька изменит Александру. Но он не верит. Но проходит время, и дядя оказывается прав: Наденька влюбляется в графа. Для Александра это был тяжелый удар, от которого он еле оправился.

Александр терпит поражение во всем: в любви, в дружбе, в работе. После того, как он видел своего друга Поспелова, он разочаровался в людях, он ненавидел их, принимал их за животных. А все это из-за того, что он не мог заглянуть в свою душу, разобраться в себе самом. Александр бросил работу, она не доставляла ему удовольствия. Изменился он и внешне. Из стройного юноши с красивыми белокурыми локонами он превращается в полного, с отвисшим брюшком, облысевшего мужчину. Но в чем причины этих ужасных изменений, в чем заключается источник всех бед Александра? Где же истина? Я думаю, что Александр не смог воспользоваться дядюшкиными советами так, чтобы не повредить себе. Надо было слушать его, избавить себя от излишней мечтательности, от бурного проявления чувств.

Нельзя же жить только чувствами! Но и разумом тоже. А как жить? В романе не дается прямого ответа на этот вопрос. Необходима именно та « золотая середина », примером которой в романе является Лизавета Александровна. В жизни человеку необходимы работа, любовь, согласие с самим собой и с миром, душевная гармония, а ее-то и не хватило Александру для того, чтобы жить спокойно. В центре романа столкновение двух характеров, двух философий жизни, выпестованных на почве двух... В романе обрисованы картины русской действительности 40-х годов XIX века, типичные... Гончарова служба отнимала много времени, да он и вообще не был плодовитым писателем. Проходило много лет, прежде чем появлялся новый роман.

В 1847 году увидела свет «Обыкновенная история», в 1859 году — «Обломов». И, наконец, в 1869 году- «Обрыв», в... Герой романа Александр Адуев живёт в то переходное время, когда безмятежное спокойствие дворянской усадьбы оказалось нарушенным. Звуки городской жизни с её лихорадочными темпами всё настойчивее и чаще врываются в ленивую тишину маниловских гнёзд и пробуждают... Первый роман И. Гончарова «Обыкновенная история» был напечатан на страницах журнала «Современник» в мартовских и апрельских номерах за 1847 год.

Проблематика романа Как видим, писатель поднял в своем произведении серьезные психологические вопросы, относящиеся к потаенным душевным порывам и изменчивости человеческого сердца. Приспособившись к окружающей его системе, Адуев превратился из доброго мечтательного человека в жадного карьериста и беспринципного эгоиста. Под конец произведения он даже меняется с дядюшкой местами, так как тот становится более семейным и добродетельным, беспокоясь о здоровье любимой супруги. Образы произведения Если раньше юный Саша предстает перед читателями привлекательным внешне и внутренне, которому невольно симпатизируешь и сочувствуешь, то со временем, переживая разочарования и находясь под влиянием богатого дяди, он превращается в обычного себялюбца, карьериста и притворщика. Он, который бросил невинную, влюбленную в него Соню и свободную жизнь в деревне, и отправился покорять столицу. Он, который шел на поводу своей слабости, зациклившись на неразделенной любви и собственных чувствах. Разве плохо быть богатым? Разве плохо иметь высокооплачиваемую должность? Конечно, нет! Это все очень хорошо, если человек остается самим собой, если его сердце чисто, а совесть спокойна. Если он творит добро и думает о чувствах других. Гончаров с М. Лермонтовым, И. Тургеневым, Ф. Достоевским, А. Герценом в 1840-е годы положили начало русскому классическому роману. Первым творением Гончарова в этом роде стала «Обыкновенная история», над которой он работал в 1845-1846 годах. Публикация ее в журнале «Современник» 1847 принесла автору не просто известность, но шумную славу, вызвала восторженные оценки самых требовательных критиков — В. Белинского, Ап. Григорьева, В. Григорьев счел ее лучшим произведением со времени появления « Мертвых душ ». Белинский заявил, что Гончаров отныне занимает в русской литературе одно из самых видных мест. В романе «Обыкновенная история», анализ которого нас интересует, Гончаров вывел на сцену и заставил до конца высказаться двух героев, которые олицетворяли две стороны русской действительности, прежде разделенные и далекие друг от друга, а теперь сведенные самой жизнью. Адуев-старший — тип, прекрасно известный романисту, характерный для его петербургского окружения. Он — знамение времени, продукт «петербургского периода русской истории». Это уже не только преуспевающий столичный чиновник, но и новейший делец, предприниматель, извлекающий немалую выгоду из своих трудов на пользу промышленности и общему прогрессу. Он практик и вместе с тем философ в своей сфере, выработавший неопровержимую систему принципов и правил, которые гарантируют ему успех, благополучие, душевный комфорт. Петр Иванович не сомневается, что до конца понял природу человека и законы его существования, что измерил все его потребности и возможности; он убежден, что все, выходящее за пределы измеренного, — беспочвенные мечтания, праздные и вредные фантазии, происходящие от бездеятельности, глупости и незнания действительности. Преисполненный такой уверенности, вооруженный опытом, здравым смыслом, едкой иронией, он беспощадно развенчивает и казнит в племяннике наивную веру в «высокое и прекрасное», в « вечную любовь », в «святость дружеских уз». Адуев-младший также был хорошо знаком Гончарову. Эти Адуевы — питомцы старых барских усадеб, в большинстве своем восторженные идеалисты, вынесшие из родного гнезда, из книг, из стен университета сколь возвышенные, столь и отвлеченные представления о чувствах человека, о добродетелях, о творчестве и общественном служении. Петербург становится тяжким испытанием для Александра. И оказывается, что молодому герою нечего противопоставить логике и прозе петербургской действительности. Его ресурсы незначительны, вдохновение бесформенно, энтузиазм недолговечен, его аргументы неубедительны в споре с современностью — и с дядей. Чем дальше развивает и дорисовывает Гончаров характер Александра неоднократно подчеркивая его родственность пушкинскому Ленскому , тем яснее становится, что этот романтик присвоил себе романтизм, но воплотить его в поступке, в судьбе, в творчестве не сумел, чем и отличается он от истинных романтиков. В финале романа он решает пустить в выгодный оборот свое умственное и душевное достояние — в тот оборот способностей и капиталов, которым и создается петербургская цивилизация,— и преуспевает в этом не меньше дяди. Гончаров не вершит суд и расправу над героями, он только тщательно собирает все подробности их жизни и составляет простую, стройную картину — без резких контуров, без слишком густых теней, без чересчур ярких пятен света. Смысл картины выступает сам собою» хотя он не так уж и прост, как казалось то некоторым критикам. Ошибиться в нем невозможно: все данные достоверны, осязаемы, все живет и движется здесь свободно и естественно. В этом неотразимая сила гончаровского реализма, проявившаяся уже в первом романе «Обыкновенная история». Появлению в печати первого романа Гончарова предшествовало несколько небольших опытов в стихах и прозе. На страницах рукописного альманаха " Лунные ночи ", издававшегося кружком Майковых, публикуются четыре его стихотворения впоследствии это стихи Сашеньки Адуева из "Обыкновенной истории" , повести "Лихая болесть" 1838 и "Счастливая ошибка" 1839. В этих ранних произведениях чувствуется влияние прозы Пушкина. Так, в "Счастливой ошибке", напоминающей по жанру светскую повесть, пылкие страсти романтических персонажей уже имеют психологическую мотивировку. Очерк "Иван Саввич Поджабрин" — единственное раннее произведение молодого писателя, опубликованное при жизни Гончарова в "Современнике" в 1848 г. Это типичный исследующий нравы физиологический очерк, в котором заметны черты гоголевского стиля: повествование в нем ориентировано на сказовую манеру, достаточно большое место занимают лирические отступления , а Иван Саввич и его слуга Авдей созданы, несомненно, под влиянием "Ревизора". Уже к началу 1840-х гг. Роман "Обыкновенная история" был первым русским произведением, в котором исследовались формы общественного прогресса в России. Новаторство Гончарова заключалось в том, что в судьбе отдельного человека он попытался увидеть проявление общественных закономерностей. В романе перед нами обыкновенная история превращения юного романтика Александра Адуева в представителя новой буржуазной формации. Уже в первом опыте романа происходит выработка определенных сюжетнокомпозиционных принципов строения конфликта, которые впоследствии будут использованы Гончаровым и в других его произведениях. Внешне сюжет "Обыкновенной истории" имеет ярко выраженный хронологический характер. Гончаров обстоятельно и неторопливо ведет рассказ о жизни Адуевых в Грачах, создавая в воображении читателя образ милой сердцу автора дворянской провинции. В начале романа Сашенька Адуев увлечен Пушкиным, сам пишет стихи, прислушиваясь к тому, что происходит в его сердце и душе. Александр экзальтирован, умен, уверен, что он — существо исключительное, которому должно принадлежать не последнее место в жизни. Всем ходом романа Гончаров развенчивает романтические идеалы Адуева. Что касается социальных разоблачений романтизма, то они нигде в романе не декларируются прямо. К убеждению в том, что историческое время романтизма прошло, Гончаров приводит читателя всем ходом романных событий. Повествование в романе начинается с изложения истории Евсея и Аграфены — крепостных Адуевых, обыкновенной истории помещичьего произвола, рассказанной буднично-спокойным тоном. Отправляя сына в Петербург, Анна Павловна сосредоточена только на своих переживаниях, и ей дела нет до чувств Евсея и Аграфены, которых она разлучает надолго. Впрочем, как говорит автор, обращаясь к читателю, она и сына своего "не приготовила на борьбу с тем, что ожидало его и ожидает всякого впереди". Гончаров раскрывает мир провинциального дворянства, живущего совершенно в другом измерении, в трех письмах, привезенных племянником дяде. С каждым из них связан один из мотивов движения сюжета, который будет реализован в романе. Так, в письме Заезжалова упоминается Костяков — "прекрасный человек — душа нараспашку и балагур такой", общение с которым составит одну из "эпох" развития младшего Адуева. Письмо тетки также представляет собой своеобразное предварение одного из сюжетных поворотов романа. Пылкая восторженность воспоминаний Марьи Горбатовой о желтом цветке и ленточке как символе нежных чувств к Петру Ивановичу сменяется вполне разумной просьбой об английской шерсти для вышивки. Это письмо — своеобразный "конспект" образа будущего Сашеньки, к которому герой придет в финале. В завершающей письмо матери фразе "Не оставьте его, любезный деверек, вашими советами и возьмите на свое попечение; передаю его вам с рук на руки" "запрограммирован" важнейший принцип построения системы образов произведения. Роль наставника Сашеньки переходит к дяде, однако его философия жизни так же мало воспринимается молодым Адуевым на веру, как и слова матери. Одной из функций образа дяди в романе становится развенчание романтических идеалов племянника. Судьба Петра Ивановича — наглядный пример благотворности отказа от романтических иллюзий. Этот герой не отрицает действительность и не противопоставляет себя ей, он признает необходимость активного включения в жизнь, приобщения к суровым трудовым будням. Герой романа, появившегося в печати в 1846 г. Суровую школу трудовых будней прошли многие современники писателя: и Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, и Салтыков, преодолевшие социальный романтизм, но не потерявшие веру в идеал. Что же касается образа старшего Адуева, то Гончаров показывает, какой страшной нравственной катастрофой может обернуться для человека стремление оценивать все окружающее с позиций практической пользы. Оценка романтического как важнейшего качества личности далеко не однозначна. Гончаров показывает, что "освобождение" человека от идеалов юности и связанных с ними воспоминаний о любви, дружбе, семейных привязанностях разрушает личность, происходит незаметно и имеет необратимый характер. Постепенно читатель начинает понимать, что с Петром Ивановичем Адуевым уже произошла обыкновенная история приобщения к прозе жизни, когда под влиянием обстоятельств человек освобождается от романтических идеалов добра и становится таким, как все. Именно этот путь и проходит Александр Адуев, постепенно разочаровываясь в дружбе, любви, службе, родственных чувствах. Однако конец романа — выгодная женитьба Александра и заем денег у дяди — это еще не финал произведения. Финал — грустное размышление о судьбе Петра Ивановича, преуспевшего на почве реального практицизма. Глубина нравственной катастрофы, которая уже постигла общество с утратой им веры в романтизм, раскрывается именно в этой жизненной истории. Роман заканчивается благополучно для младшего, но трагически для старшего: последний болен скукой и однообразием заполнившей его монотонной жизни-погони за место под солнцем, состоянием, чином. Это все вполне практические вещи, они приносят доход, дают положение в обществе — но ради чего? И только страшная догадка о том, что болезнь Елизаветы Александровны — это результат ее преданного служения ему, служения, убившего в ней живую душу , заставляет Петра Ивановича задуматься над смыслом прожитой жизни. В исследованиях творчества Гончарова отмечалось, что своеобразие конфликта романа — в столкновении двух форм жизни, представленных в диалогах дяди и племянника, и что диалог является конструктивной основой романа. Но это не совсем так, поскольку характер Адуева младшего меняется вовсе не под влиянием убеждений дяди, а под влиянием обстоятельств, воплощенных в перипетиях романа писание стихов, увлечение Наденькой, разочарование в дружбе, встреча с Костиковым, отъезд в деревню и т. Перелом в герое происходит во время встречи его с Медным Всадником. Адуев обращается к этому символу власти "не с горьким упреком в душе, как бедный Евгений, а с восторженной думой". Этот эпизод имеет ярко выраженный полемический характер: герой Гончарова "спорит" с пушкинским героем, будучи уверен в том, что сможет преодолеть обстоятельства и не подчиниться им. Диалог играет существенную функцию в прояснении авторской точки зрения, которая не тождественна ни позиции дяди, ни позиции племянника.

Авторская позиция в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история». Проблематика романа.

Сюжет романа Гончарова События разворачиваются на протяжении нескольких лет. Алексей становится успешным чиновником и ведет активную общественную деятельность. В эти годы Павлина выходит замуж за другого человека, но находит себе подходящего любовника. Однако, судьба снова сводит главного героя с Павлиной. Алексей оказывается в городе, где живет Павлина с ее семьей. Вновь между ними возникают страсть и чувства. Однако, Павлина оказывается беременной от своего любовника, и отношения Алексея и Павлины становятся чрезвычайно сложными.

Писатель использовал иронию и сатиру как средство выражения своих мыслей и критику современного общества. Он раскрывает недостатки и пороки различных слоев русского общества, показывая их бессмысленность и лицемерие. Философская глубина и морализаторство. Гончаров задумывается над вечными вопросами смысла жизни и места человека в обществе. В произведении присутствует философская проза, в которой автор выражает свои мысли о нравственности и человеческих ценностях. В целом, стиль писателя Гончарова в произведении «Обыкновенная история» отличается реалистичностью, наблюдательностью, иронией и философской глубиной. Особенности анализа произведения 1. Жанровые особенности Произведение «Обыкновенная история» относится к роману. Важно обратить внимание на типичные для этого жанра черты, такие как подробное описание персонажей, развитие сюжета, наличие сложных сюжетных линий и т. Стилистические особенности В произведении Гончарова можно обратить внимание на использование различных стилистических средств, таких как повторение, параллелизм, сравнения и др. Они помогают передать настроение, эмоции и особенности персонажей. Тематика произведения Анализ произведения также включает изучение его тематики. Анализ художественных приемов Роман Гончарова содержит множество художественных приемов, которые важно проанализировать. Это могут быть описания природы, диалоги персонажей, монологи, внутренние размышления и т. Эти приемы помогают понять характеры героев и их взаимодействие с окружающим миром. Анализ произведения «Обыкновенная история» Гончарова позволяет более глубоко понять его уникальность и ценность, а также исследовать различные аспекты его создания и воздействия на читателя. Значение романа в литературе Значение романа в литературе заключается в его способности проникнуть в сердца и мысли читателей, открыть для них новые миры и переживания. Роман способен представлять различные аспекты человеческой жизни, передавать сложные эмоции и ощущения, а также обращаться к вечным человеческим ценностям. Романы могут быть историческими, социальными, философскими, любовными и т. Романы способны оказывать влияние на общественное мнение, вызывать дискуссии и споры, а также служить рефлексией над современностью и будущим.

Обыкновенная жизнь представлена в романе как закономерная сила взаимосвязанных этапов развития личности, обусловленного опытом отношений с различными людьми, естественным взрослением, а главное — опытом чувств. По мнению М. Отрадина, в Александре Адуеве романтизм является следствием молодости, то есть возрастной романтизм. Гинзбург права, что он не идеолог, а обыкновенный молодой человек. Краснощекова пишет: «Идеализм в гончаровском варианте — не знак духовной или иной исключительности, это вечная психологическая примета человека как человека, и произрастает она почве обыкновенной натуры в период её созревания» [9]. Однако к возрастному романтизму не сводится смысл и масштаб конфликта. Адуев-младший принял «правду» Петербурга только по прошествии более чем десяти лет. А «нормальный» романтик, романтик по возрасту, совершает этот переход достаточно быстро и безболезненно. Таким образом, «идеализм» героя Гончарова не может быть полностью сведенным ни к культурным влияниям эпохи, ни к естественным порывам, проявлениям молодости, ни к воздействию университетской или усадебной жизни. В отличие от Карамзина, Гончаровым характер понимается как результат сложных сочетаний природных данных и «влияний» [12] Выясним, что же повлияло на Адуева-младшего. В первых главах романа Александр Адуев предстаёт перед читателем добрым, наивным, простоватым провинциалом. Он удивляется городскому укладу жизни, верит в любовь и добро, отвергает меркантильность. Жизнь с пелён ему улыбалась: мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чудо; нянька всё пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя; профессоры твердили, что он пойдёт далеко, а по возвращении домой ему улыбнулась дочь соседки. И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее. Нежели к кому-нибудь в доме» [6]. Праздность, незнание жизни развили в Адуеве «сердечные склонности» и чрезмерную мечтательность. Именно в патриархальной усадебной идиллии обнаружены первоисточники романтических порывов к гармонии, неспособность реализоваться в атмосфере «благодатного застоя» и невозможность свыкнуться с противоречиями действительности, закономерно приводящая к горю и страданиям. Пётр Иванович Адуев, дядя Александра, пытается образумить племянника. Он считает, что мечтателям не место в Петербурге. Здесь необходимо работать, а не вздыхать: «С твоими понятиями жизнь хороша в провинции, где её не ведают, - там и не люди живут, а ангелы». Он посмеивается над «вещественными знаками невещественных отношений» и «жёлтыми цветами». Александр не понимает дядиного прагматического отношения к жизни. Служба для Александра — скучная обязанность, поэтому он сочиняет стихи, но стихи никто не берёт для печати, а агрономические статьи, которые он переводит для журнала, приносят ему доход. Так происходит первая «утрата иллюзий». Город-мечта Петербург становится для Александра бюрократической машиной. И это меняет героя. Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юношеского лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке — всё исчезло. Не стало и робкой застенчивости, и грациозной неловкости движений. Черты лица созрели и образовали физиономию, а физиономия обозначила характер» [6]. Александр изменился и внешне и внутренне, безусловно, под влиянием городской жизни и разговоров с дядей. Александру двадцать три года, и он хочет жениться на девушке Наденьке, в которую влюблён. И здесь мы видим, что романтизм окончательно ещё не умер в душе Адуева. Разговоры с Петром Иванычем раздражают героя, он злится, не может понять, почему нужно жениться по расчёту, что брак может быть без любви и что Саша однажды это поймёт. Но Александр терпит поражение в любви. Наденька выходит замуж за более богатого и знатного жениха. И в этом ты беспощадно прав! Происходит ещё одна «утрата», теперь уже любовная. Прошёл год после этих событий. И удар не замедлил повториться. Теперь Александр разочаровывается в дружбе. Он злится, что его друг, которого он не видел много лет и встретил на Невском проспекте, узнав о его истории с Наденькой, не проявил сочувствия и посмеялся над ним. Адуев зачитывает дяде выдержки о дружбе из книг французских романистов, но Пётр Иваныч выходит из себя, высмеивая романистов и убеждая, что друг по прошествии стольких лет вёл себя прилично по отношению к Александру. Он считает, что племяннику пора прекратить жалобы на людей, обратить внимание на друзей, способных ради него пойти на многое, и вообще задуматься над тем, почему люди должны его любить и хорошо относиться к нему. Чтобы утешить Адуева-младшего, Лизавета Александровна советует ему вернуться к литературному творчеству. Однако и здесь герой терпит поражение. Редактор пишет, что у автора нет таланта, и утверждает: «Самолюбие, мечтательность, преждевременное развитие сердечных склонностей и неподвижность ума, с неизбежным последствием - ленью, - вот причины этого зла. Наука, труд, практическое дело - вот что может отрезвить нашу праздную и больную молодежь» [6]. Сжигание рукописей символично. С одной стороны, это вновь проявление юношеского идеализма: надежды на становление поэтом, гением, избранным Богом на служение идеалу, гибнут в огне. С другой стороны, это и символ отрезвления от юношеских грёз и необусловленных амбиций. С этого эпизода практически и начинается вторая часть романа, окрашенная разочарованием и упадком духа, сменившим самоуверенность и постоянное возбуждение. Отношения с Юлией приводят к разрыву, но теперь уже сам Александр является его инициатором. Женщина ведёт себя так, как некогда вёл себя Адуев, но он охладевает, ему становится скучно: «Да! Это мучительная, убийственная скука! Разрыв с Юлией приносит ещё более глубокий кризис: самоуверенность Адуева-младшего порушена, потому что теперь он не чувствует своего превосходства над людьми в сфере чувств, которым он так гордился. Герой разочарован, но это путь от «юношеского идеализма к зрелой трезвости и практицизму» [9]. Теперь он не верил ни в дружбу, ни в любовь, в душе было пусто, а счастье было «фантасмагорией, обманом» [6]. И, казалось бы, что иллюзии утрачены, Пётр Иваныч научил Адуева всему, что мог, но на этом история не заканчивается. Последняя любовная история нередко упускается исследователями из виду, но, по мнению Е.

В скором времени молодой человек увольняется со службы и уезжает из Петербурга к себе домой, полностью опустошенным и уставшим душой и телом. Но это еще не конец Мать очень рада видеть сына, однако она обеспокоена его внешним видом и физическим состоянием. Со временем Александр свежеет и хорошеет. Природа и нежные воспоминания восстанавливают его силы. Он живет спокойной жизнью, но продолжает мечтать о Петербурге. Через полтора года мужчина пишет тете, что хочет вернуться в столицу и начать новую жизнь. Он понимает, что вел себя глупо, и хочет исправиться. Конец произведения Прошло четыре года после вторичного возвращения Адуева в Петербург. Многое изменилось в семействе его дяди. Достигнув небывалых высот и богатства, Петр Иванович, наконец, понимает, что все это — была мишура, сейчас для него главное — здоровье любимой жены, которая медленно угасает от его холодности и замкнутости. Однако Лизавета Александровна уже потеряла радость в жизни и ей безразличны запоздалые чувства мужа. Совсем по-иному сложилась жизнь Александра. Мать его умерла, а он наконец нашел себя — стал уверенным и довольным, получил хорошую должность и завидный чин. Он собирается жениться на малознакомой девушке с хорошим приданном, которую не любит и даже не уважает. Адуев старший рад за племянника и впервые в жизни обнимает его. Проблематика романа Как видим, писатель поднял в своем произведении серьезные психологические вопросы, относящиеся к потаенным душевным порывам и изменчивости человеческого сердца. Приспособившись к окружающей его системе, Адуев превратился из доброго мечтательного человека в жадного карьериста и беспринципного эгоиста. Под конец произведения он даже меняется с дядюшкой местами, так как тот становится более семейным и добродетельным, беспокоясь о здоровье любимой супруги. Образы произведения Если раньше юный Саша предстает перед читателями привлекательным внешне и внутренне, которому невольно симпатизируешь и сочувствуешь, то со временем, переживая разочарования и находясь под влиянием богатого дяди, он превращается в обычного себялюбца, карьериста и притворщика. Он, который бросил невинную, влюбленную в него Соню и свободную жизнь в деревне, и отправился покорять столицу. Он, который шел на поводу своей слабости, зациклившись на неразделенной любви и собственных чувствах. Разве плохо быть богатым? Разве плохо иметь высокооплачиваемую должность? Конечно, нет! Это все очень хорошо, если человек остается самим собой, если его сердце чисто, а совесть спокойна. Если он творит добро и думает о чувствах других. К сожалению, Александр Адуев не смог сохранить непорочность своей души. Однако это, конечно же, совсем обыкновенная история… 2 комментария.

Проблематика гончаровской «Обыкновенной истории»

роман воспитания (его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя). Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение. Иван Александрович Гончаров – родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. Обыкновенная история Гончарова кратко. Роман является критикой общественной жизни и нравов русского общества в 19 веке. С помощью своего героя, Гончаров изображает беспечность, безразличие и поверхностность общественных отношений. Роман «Обыкновенная история» И. А. Гончарова — это произведение, написанное в 1847 году, которое относится к классической русской литературе.

Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение

Он, проповедовавший племяннику необходимость выслужиться, жениться на богатой и т. Исполняющий же в конце концов заветы дядюшки, молодой Адуев, бросивший свои выспренные идеалы, обзаведшийся брюшком и богатой невестой и носящий с большим достоинством орден, рисуется в довольно комическом виде. Таким образом, оба типа, и восторженный романтик, и сухой практик, послужили автору объектом для воспроизведения художественно-сатирического. Бытовые картины. Молодой Адуев. Но эти две фигуры нарисованы на фоне широких эпических картин жизни. Автор дал почувствовать тихую безмятежность деревенской жизни , на лоне которой вырос и воспитался молодой мечтатель Адуев; детально описывается обстановка деревенской жизни, причем детали не нагромождаются хаотически, но дают в общем стройную и полную картину деревенского быта. Точно так же и в городе, следя за разнообразными переживаниями своего героя, автор спокойно и беспристрастно изображает фигуры и облики окружающих его людей, описывая увлечения и разочарования молодого Адуева.

Разочаровывается же он во всем: и в своих литературных мечтах, и в любви, и в людях. Ищет утешения в кутежах и, наконец, решается возвратиться в деревню, прощаясь со столицей в пышном риторическом монологе. Часть 2 Саркастическое отношение автора к молодому герою и его романтическим мечтам оправдывается во второй половине романа, показывающей, что поэзия и мечтательность не были основными свойствами его натуры, но оказались заимствованными внешним образом из модных литературных течений современности. Погрузившись снова в деревенский покой и бестревожную ленивую жизнь, молодой Адуев возвращается в город уже совершенно преображенным. Он растерял свою мечтательность и, восторженность, приобрел взамен трезвый и практический взгляд на вещи, устроился и зажил, как все, подчинившись обычной житейской мудрости. Общий вывод романа «Обыкновенная история» можно признать пессимистическим. Поэзия и высокие увлечения оказываются чем-то наносным, внешним, не выдерживающим противодействия житейской практичности; но и последняя не дает прочного устоя человеческой жизни , ибо добывание внешних благ происходит за счет самого главного: счастья и душевного удовлетворения в жизни.

Но Гончаров не навязывает никаких выводов читателю: как беспристрастный художник, он описал то, что есть, то, что видел вокруг себя в жизни. Его задачей было дать читателям изображение полное, стройное и правдивое. Оба типа — фразера-мечтателя и сухого бюрократа — резко бросались тогда в глаза, и художник метко их изобразил. Гончаров с М. Лермонтовым, И. Тургеневым, Ф. Достоевским, А.

Герценом в 1840-е годы положили начало русскому классическому роману. Первым творением Гончарова в этом роде стала «Обыкновенная история», над которой он работал в 1845-1846 годах. Публикация ее в журнале «Современник» 1847 принесла автору не просто известность, но шумную славу, вызвала восторженные оценки самых требовательных критиков — В. Белинского, Ап. Григорьева, В. Григорьев счел ее лучшим произведением со времени появления « Мертвых душ ». Белинский заявил, что Гончаров отныне занимает в русской литературе одно из самых видных мест.

В романе «Обыкновенная история», анализ которого нас интересует, Гончаров вывел на сцену и заставил до конца высказаться двух героев, которые олицетворяли две стороны русской действительности, прежде разделенные и далекие друг от друга, а теперь сведенные самой жизнью. Адуев-старший — тип, прекрасно известный романисту, характерный для его петербургского окружения. Он — знамение времени, продукт «петербургского периода русской истории». Это уже не только преуспевающий столичный чиновник, но и новейший делец, предприниматель, извлекающий немалую выгоду из своих трудов на пользу промышленности и общему прогрессу. Он практик и вместе с тем философ в своей сфере, выработавший неопровержимую систему принципов и правил, которые гарантируют ему успех, благополучие, душевный комфорт. Петр Иванович не сомневается, что до конца понял природу человека и законы его существования, что измерил все его потребности и возможности; он убежден, что все, выходящее за пределы измеренного, — беспочвенные мечтания, праздные и вредные фантазии, происходящие от бездеятельности, глупости и незнания действительности. Преисполненный такой уверенности, вооруженный опытом, здравым смыслом, едкой иронией, он беспощадно развенчивает и казнит в племяннике наивную веру в «высокое и прекрасное», в «вечную любовь», в «святость дружеских уз».

Адуев-младший также был хорошо знаком Гончарову. Эти Адуевы — питомцы старых барских усадеб, в большинстве своем восторженные идеалисты, вынесшие из родного гнезда, из книг, из стен университета сколь возвышенные, столь и отвлеченные представления о чувствах человека, о добродетелях, о творчестве и общественном служении. Петербург становится тяжким испытанием для Александра. И оказывается, что молодому герою нечего противопоставить логике и прозе петербургской действительности. Его ресурсы незначительны, вдохновение бесформенно, энтузиазм недолговечен, его аргументы неубедительны в споре с современностью — и с дядей. Чем дальше развивает и дорисовывает Гончаров характер Александра неоднократно подчеркивая его родственность пушкинскому Ленскому , тем яснее становится, что этот романтик присвоил себе романтизм, но воплотить его в поступке, в судьбе, в творчестве не сумел, чем и отличается он от истинных романтиков. В финале романа он решает пустить в выгодный оборот свое умственное и душевное достояние — в тот оборот способностей и капиталов, которым и создается петербургская цивилизация,— и преуспевает в этом не меньше дяди.

Гончаров не вершит суд и расправу над героями, он только тщательно собирает все подробности их жизни и составляет простую, стройную картину — без резких контуров, без слишком густых теней, без чересчур ярких пятен света. Смысл картины выступает сам собою» хотя он не так уж и прост, как казалось то некоторым критикам. Ошибиться в нем невозможно: все данные достоверны, осязаемы, все живет и движется здесь свободно и естественно. В этом неотразимая сила гончаровского реализма, проявившаяся уже в первом романе «Обыкновенная история». Роман Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история», написанный в тысяча восемьсот сорок четвертом - тысяча восемьсот сорок шестом годах, стал значительным событием в русской словесности. Роман типичное житейское явление: молодой Александр Адуев, выросший в деревне, среди крестьян, воспитанный нежно любящей его матерью, полный романтических надежд на вечную любовь, благородных душевных порывов, уезжает в Петербург для того, чтобы «делать карьеру и фортуну». Ему было даже все равно, какое дело он себе выберет: будь то литературное поприще или же государственная деятельность.

В Александре много наивной провинциальной доверчивости.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Обыкновенной истории» по главам и частям. Пересказ романа пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Место и время действия События романа происходят в конце второй половины XX столетия в России, в деревне Грачи и в Петербурге.

Главные герои Александр Адуев — молодой человек, мечтательный, наивный, который меняется под влиянием дяди. Петр Иванович Адуев — богатый дядя Александра, сухой, прагматичный человек. Другие персонажи Анна Павловна Адуева — небогатая помещица, мать Александра, добрая и любящая женщина. Сонюшка — влюбленная в Александра девушка, его соседка в деревне. Александр Поспелов — близкий друг Александра. Наденька Любецкая — питерская невеста Александра, умная, своенравная девушка.

Лизавета Александровна — молодая жена Петра Ивановича Адуева, добрая, открытая женщина. Сурков — компаньон Петра Ивановича, ветреный мужчина, большой любитель женщин.

Какой вывод можно сделать по поводу судьбы героев «Обыкновенной истории»? Судьба героев «Обыкновенной истории» неоднозначна.

Каждый из них выбирает свой путь, и только читатель может решить, правильно ли они поступают. Для одного героя это может стать трагедией, а для другого — неотъемлемой частью жизни. Гончаров оставляет за читателем право на собственное толкование происходящего. Какие проблемы нравственности затронуты в романе?

В романе затронуты проблемы верности, добродетели и чести. Герои сталкиваются с выбором между собственными желаниями и общественной моралью. Они страдают из-за своих ошибок, но их поступки несут последствия для окружающих. Гончаров поставил в центр произведения вопросы нравственности и морали, которые актуальны и по сей день.

Он искренне влюблен в Анжелику Павловну, но не может победить в себе свои страхи и сомнения, поэтому отказывается от своих чувств и вступает в брак с Варварой Петровной. В итоге, Алексей понимает, что его жизнь не стала лучше от этого шага, и его решение принимать ответственность за свои действия. Анжелика Павловна — очень красивая и обаятельная девушка, которая может покорить сердце многих мужчин. Она влюблена в Алексея, но страх перед социальным истязанием и желание обеспечить себя материально заставляют ее принять предложение Алексея отойти в тень. В итоге, Анжелика осознает свою ошибку и понимает, что счастье не заключается в богатстве, а в настоящих чувствах. Варвара Петровна — богатая вдова, которая делает предложение Алексею, чтобы заполнить пустоту в своей жизни и обеспечить себе общество.

Она представительница светского мира, эгоистична и привыкла получать все, что хочет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий