Файзулла ходжаев семья

Родился в семье крупного купца. март 1938 г., Москва) был бу. файзулла ходжаев скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Ходжаев; Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич; Fayzulla Ubaydullayevich KhodzhayevЧитать реферат по истории: "Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич" Страница 1

март 1938 г., Москва) был бухарским политиком. ХОДЖАЕВ Файзулла Губайдуллаевич (1896, Бухара – 15.3.1938, полигон НКВД «Коммунарка» в Ленинском р-не Моск. обл.), бухарский политич. и гос. деятель, сов. парт. и гос. деятель. Деятели СССР и ОР. Ходжаев, Файзулла. Ходжаев, Файзулла (автобиография), родился в 1896 г. в богатой бухарской купеческой семье. Ходжаев, Файзулла. Ходжаев Ф. (1896—1938; автобиография) — родился в богатой бухарской купеческой семье. март 1938 г., Москва) был бу.

Узбекистан за 9 дней. День 5#6. Бухара: Дом богатого купца.

Изучите жизнь семьи Файзуллы Ходжаева в 2024 году: события января, участие в благотворительности, успехи детей, культурные посещения и летние планы. Родился в семье крупного купца. Выставка, посвященная судьбам женщин и детей семьи Ходжаевых, расположена в доме купца XIX века, в старинном бухарском квартале Гозиен. Файзулла Ходжаев К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991. Файзулла Губайдулаевич Ходжаев Родился в 1896 г., г. Старая Бухара; узбек; образование низшее; член ВКП(б) (бывший член младобухарской партии); председатель СНК Узбекской ССР.

Ходжаев Файзулла Губайдулаевич (1896)

Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev Биография Ходжаев Файзулла. Ходжаев Ф. (1896-1938; автобиография) — родился в богатой бухарской купеческой семье.
Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев, Файзулла. Ходжаев Ф. (1896—1938; автобиография) — родился в богатой бухарской купеческой семье.
Автобиография Ф.Ходжаева. бухарский путь в революцию. 2. Бухарская Республика и перспектива независимого Туркестана. 3. Энвер-паша и крах суверенитета БНСР.
Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич — Википедия. Что такое Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич Файзулла Ходжаев К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991.

Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева

В декабре 1917 г. СНК Туркестана Ф. Колесову с призывом оказать военную помощь для свержения бухарского эмира. В марте 1918 активный организатор и участник т. В 1918 по дороге из Ташкента в Москву был арестован по приказу Оренбургского атамана Дутова и посажен в Оренбурге в тюрьму. По освобождении - прибыл в Москву. С конца 1919 - в Ташкенте, провел объединение младо - бухарской партии с ВКП б и готовил Чарджуйское восстание. С января 1920 - Пред. Центрального бюро партии Революционных младо - бухарцев до ее вливания в Бухарскую КП в сентябре 1920, член ЦК партии-младобухарцев с 1917.

С 24 июня 1920 - член Военно-революционного бюро по подготовке вооруженного восстания в Бухаре. С 10 августа 1920 - член Временного революционного комитета Бухары - председатель Совета народных назиров. C 25 августа 1920 - член Военно-революционного центра образован Турккомиссией и Туркбюро для руководства "бухарским восстанием". Входили всего три человека - В. Куйбышев, Ф.

Айваны, гостиные, жилые помещения украшены великолепной резьбой и росписью по дереву и алебастру. Жилые помещения состоят из большой гостевой — «мехмонхона», летних и зимних комнат с замечательными росписями, выполненными бухарскими мастерами. Высокая деревянная резная галерея «айван» расположена над парадными помещениями двора. В отреставрированных комнатах восстановлено старинное убранство, интерьеры жилых комнат, одежда, посуда и другие предметы быта конца XIX- начала XX вв. В экспозиции посвященной жизни и деятельности Ф. Ходжаева помещены немногие сохранившиеся после репрессий документы, фотографии, книги и другие предметы. Экспозиция посвящена выдающемуся государственному и политическому деятелю Узбекистана, уроженцу Бухары Файзулле Ходжаеву 1896-1938. Родившись в семье богатого бухарского купца-миллионера, Файзулла Ходжаев в 17 лет примкнул к движению джадидизма, участвовал в деятельности младобухарцев.

Бухариным, А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации националистического заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 г. Когдаже там поставят памятник убитым там людям.

Любимый сын лейтенанта Шмидта Утром 8 августа 1925 года загорелый мужчина южной внешности в темном пиджаке, белых брюках и лакированных штиблетах сошел с поезда на станции Гомель. Багажа при нем не было. Уверенным шагом он направился в местный губисполком. Председатель Егоров был растерян и смущен неожиданным визитом. Респектабельный южанин представился председателем Центрального исполнительного комитета Узбекистана Файзуллой Ходжаевым и предъявил документы. Как оказалось, товарищ Ходжаев попал в весьма затруднительное положение, в поезде воры украли у него все деньги и вещи. Чиновник из солнечной республики попросил 50 рублей на билет домой и несколько дней отдыха. Ему дали не только деньги, но и лучший номер в главной городской гостинице «Савой». Директор Гомельского областного музея военной славы Павел Жданович знает подробности тех дней: Гомель стал вторым городом БССР, в который приехал этот 27—летний азиат. Узбекский гость поведал ту же драматическую историю и попросил одолжить немалую сумму на обратную дорогу — 500 рублей. Правда, Червяков из республиканской казны денег не дал, а направил телеграмму в узбекское представительство в Москве. Они очень оперативно прислали нужную сумму. Гомель в 20-х годах Вечером гомельские чиновники устроили крупный банкет по случаю неожиданного визита главы Узбекистана. Не внушил доверия азиатский гость только начальнику местной милиции Матвею Хавкину. Сеанс разоблачения Подозрения у гомельского милиционера вызвала не только дорожная история с кражей, но и документы главы Узбекской республики. Фото тогда не прилагалось, поэтому Хавкин придумал необычный способ разоблачить афериста. В журнале «Красная нива» он нашел портреты всех руководителей союзных республик. После изучения снимков в гостиницу «Савой» была направлена оперативная группа. В 20—е годы активно ловили «шпионов» из соседней Польши.

Fayzulla Xoʻjayev

Дом-музей посвящен выдающемуся государственному и политическому деятелю Узбекистана, уроженцу Бухары Файзулле Ходжаеву (1896-1938 гг.). Родившись в семье богатого бухарского. Файзулла Губайдулаевич Ходжаев Родился в 1896 г., г. Старая Бухара; узбек; образование низшее; член ВКП(б) (бывший член младобухарской партии); председатель СНК Узбекской ССР. Из истории Узбекистана выкидывают неугодных исторических персонажей. Одним из них стал "Советский президент" Бухары Файзулла Ходжаев. Родился в Бухаре, в семье Убайдуллы (Губайдуллы) Ходжа Насим Ходжаева – одного из крупнейших купцов Бухары. Его дяд Латиф Ходжа был в хороших отношениях с эмиром Бухары. Реферат: Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев (узб. Родился в Бухаре в семье купца. Изучал узбекскую грамоту в мактабе. Реферат: Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев (узб. Родился в Бухаре в семье купца. Изучал узбекскую грамоту в мактабе.

Биография Ходжаев Файзулла

Этнический узбек. В 1913 году примкнул к джадидскому движению. В 1916—1920 годах являлся одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары, работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А.

В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова, заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве.

Курировал весь процесс глава Туркестанской компартии латыш Ян Рудзутак, закончивший два класса приходской школы. Уже в 18 лет он был приговорен к 10 годам каторги, отсидел почти весь срок в Бутырке, где и «продолжил образование». Был даже среди тех, кого Ленин метил на место Сталина. Впоследствии был заместителем Молотова, министром путей сообщения. Расстрелян как латышский националист 15 марта 1938 года в подмосковной Коммунарке. Одновременно поставили к стенке как троцкиста другого «автора» УзССР, еврея Исаака Зеленского-начальное ремесленное училище. Он руководил компартией вплоть до 1937-го. Именно он в Самарканде и провозгласил Узбекскую республику.

Был расстрелян как троцкист в 1938-ом. Такая же участь постигла Файзуллу Ходжаева, ему приписали попытку переметнуться на Запад. В жернова смертельных репрессий попали литовец Иосиф Варейкис, знаменитый матрос Павел Дыбенко, юрист, бывший дворянин юрист Иван Межлаук, таджик Шириншо Шотемор, выпусник ташкентской учительской семинарии туркмен Кайгысыз Сердарович Константин Сергеевич Атабаев и почти все остальные члены Среднеазиатского бюро.

Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г. Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C. Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику. Ходжаев Аминов Муинджан [35], C. Но когда в конце 1922 г.

Шанс независимого развития был потерян. Узбекская ССР: надежды и разочарования 1920-1930-х гг. В августе 1922 г. Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана. Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г. В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде. Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару.

Показательно, что в в 1923-1924 гг. В декабре 1923 г. Ходжаев Ф. Суверенитет был утрачен. Для Ф. Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии. Отметим, что еще в феврале 1924 г. ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР.

В сентябре 1924 г. На основании этого в ноябре 1924 г. Казалось, это было серьезное поражение всей младобухарской программы и уничтожение бухарской государственности. С другой стороны, благодаря созданию Узбекской ССР, Бухара не только возродилась в новом политическом качестве, но и обогатилась ресурсами российского Туркестана и Хивы. Причем управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите. Именно Ф. Итоги национально-государственного размежевания в Средней Азии позволяют предположить, что создание УзССР не было только «московским», но и «младобухарским» проектом. Прагматический курс Ф. Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг.

Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М. Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности. Ходжаев с 1925 г. Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа. Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности. Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф. Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г.

Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р. Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг.

Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил — Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф.

Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости…» [22]. Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р.

Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г.

Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана. Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием. Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция.

С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо…, но не в моих устах, в устах человека, который пригвожден к позору, который сидит на этой скамье. У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться! Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории. Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое. Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13]. Литература Архивные материалы и официальные документы [1].

Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г. Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г. Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля. Париж: Изд. Восточная и Американской библиотека братьев Мезоннеф. Протокол заседания 2-й сессии ВсебухЦИКа от 18 ноября 1924 г. Тезисы по советскому строительству в Б. Р-25, оп. Ходжаев Файзулла.

Агзамходжаев и др. Научные и биографические материалы [17]. Абашин С. Азиз Ниалло. Бабаходжаев А. Провал английской политики в Средней Азии и на Среднем Востоке: 1918-1924. Боевой путь войск Туркестанского военного округа. Ганковский Ю. Персонажи с «той стороны».

Германов В. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, 1983. Джумаев А. Заки Валиди Тоган. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Зевелев А. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане сборник документов.

Том 2 сентябрь 1919 г. Иноятов Х. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции. Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане. История гражданской войны в Узбекистане. Ишанов А. Создание Бухарской Народной Советской Республики 1920-1924 гг. Курков И.

Матвеева Н. К вопросу о роли джадидов в Бухаре 1920 г. Пылев А. Энвер-паша и среднеазиатское басмачество: различные интепретации в исследовательской литературе. Радий Фиш, Рахим Хашим. Глазами совести. Султанбеков Булат. Табышалиева А. Турдиев Шерали.

Bailey F. Mission to Tashkent. Introduction and Epilogue by Peter Hopkirk. Carlisle D. Manz ed. Фитрат, А. Амир Бухоро жадидларини жумладан, Ф. Айний маълумотича, 52 киши юборилди. Наимов ва А.

Деб савол беради. Совет махфий идораси ГПУ У. Айтиш мумкинки, Ф. Широко известно, что видный политический и государственный деятель Узбекистана Файзулла Ходжаев был одновременно и исследователем истории своего народа. Его перу принадлежит одно из самых интересных первых исследований, посвященных истории революции в Бухарском ханстве Ходжаев Ф. К истории революции в Бухаре. Ташкент, 1926. Подвергнутая сразу же после опубликования резкому обсуждению на страницах коммунистической периодической печати См. Об одном историческом документе.

Журнал «Коммунистическая мысль». Кто такие джадиды. Справка и ответ. Ташкент, 1927. К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. Ташкент, 1932. Авторитет главы правительства Узбекистана как знатока истории народов Центральной Азии был общепризнан настолько, что в соответствии с постановлением ЦК ВКП б и Совнаркома СССР в августе 1934 года Файзулла Ходжаев был включен не только от Узбекистана, но и от всей Средней Азии в правительственную комиссию, созданную для просмотра, улучшения, а в случае необходимости и переделки создаваемых тогда новых учебников по истории СССР и союзных республик. Сегодня, после нового прочтения опубликованного и еще не изданного научного наследия первого главы правительства Узбекской республики, можно с уверенностью говорить о существенной эволюции, происшедшей в его историческом мировоззрении к концу его жизни. Являясь в начале своей политической и научной карьеры лидером крайне левого крыла младобухарской партии и выступая против осторожных реформаторов «старых джадидов», таких как Мулла Икрам, Абдул Вахид Бурханов, Мухитдин Мансуров, Садриддин Айни, он в конце концов осознал, к каким печальным последствиям приводит ультрарадикализм в политике и науке.

Итак, Файзулла Ходжаев осуществлял общее руководство по подготовке первого учебника по истории Узбекистана, который готовился параллельно с сокращенным его вариантом — разделом по Узбекистану к учебнику элементарного курса истории народов СССР. При этом он отчетливо представлял, что для осуществления этого беспрецедентного проекта потребуется пересмотр многих теоретических проблем. Поэтому весной 1936 г. Подготовке данных тем коллективом привлеченных историков предшествовало специальное постановление директивных органов Узбекистана по вопросу об учебнике истории. Файзулла Ходжаев посылает Акмалю Икрамову список закрепленных за авторами разделов. Он выглядел таким образам: древняя история — авторы А.

В Узбекистане до сих пор чтят его память, именно поэтому был создан мемориальный музей имени Ходжаева. Музей находится в доме, где проживала семья Файзуллы Ходжаева.

Дом расположен в центральном историческом районе Бухары — Гозиён. В музее находятся три различных экспозиции.

Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев р. 1896 ум. 15 март 1938

Файзулла Ходжаев назначает Мухиддина Хакимова Равката постоянным представителем Бухарской Народной Республики в Баку (Азербайджан). с целью защиты его от репрессий. В Бухаре жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник выдающемуся сыну Бухары Файзулле Ходжаеву. Тошкент вилояти Бекабод тумани Файзулла Хўжаев маҳалласи 25-уйда яшовчи фуқаро ночор аҳволда экани. Файзулла Ходжаев Файзулла Ходжаев родился в 1932 году в Ташкенте. Окончил сценарно-редакторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1955). Файзулла Ходжаев. Родился в 1932 году в Ташкенте. Окончил сценарно-редакторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1955).

Реферат: Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич

Добавить фотографию Описание места Мемориальный дом-музей Файзуллы Ходжаева в Бухаре посвящен жизни и работе партийного и политического деятеля Узбекистана. Имя Файзуллы Ходжаева было известно любому борцу за демократию Узбекистана, он боролся за равные права, за что и был репрессирован и казнен в 1938 году. Его отец был богатым купцом, и стремился дать сыну достойное образование. Файзулла Ходжаев долгое время учился в России.

В этот момент происходит принципиальный раскол пантюркистского движения. Сторонники «Национального союза» во главе 7 с А. Пулатходжаевым выбирают союз с Энвер-пашей и встают на путь открытой вооруженной борьбы с Советами. Другая группа во главе с Ф. Ходжаевым и Р. Фитратом продолжает следовать линии национально- государственного самоопределения в рамках советской системы. Причем, как свидетельствуют архивы СНБ Узбекистана, наряду с легальной политической деятельностью, группа Ф.

Ходжаева также использовала тайные формы. Сохранились документы, подтверждающие о существовании в Бухарской Республике тайной организации "Милли Иттихад Национальное единение », нацеленной на создание «независимого национального государства". Политическая линия Ходжаева-Фитрата означала сохранение сложившейся ориентации на союз с Россией, линия Валиди- Пулатходжаева вела к переориентации среднеазиатской государственности на антироссийские мировые державы, в конкретной ситуации 1920-х гг. Москва серьезно просчитались в оценке Энвер-паши. К концу 1921 г. Осенью 1921 г. ВсехбухЦИК для осуществления первоочередных мер государственного строительства направил в Восточной Бухару своего руководителя У. Его поездка была организована как крупная военно-политическая экспедиция ок. Прибыв Душанбе в декабре 1921 г. Бухарцам удалось разоружить часть душанбинского гарнизона.

Другая его часть оказала сопротивление, освободила арестованных и, захватить часть оружия, сообщила о ситуации по радио в штаб Туркфронта. На помощь душанбинскому гарнизону выступили российские части из Байсуна. Отряд Пулатходжаева, понеся потери, отступил на юг в горы Бабатага [28], C. Часть бухарцев сдалась в плен, другая вернулась в Душанбе. Пулатходжаев с Али-Ризой ушли в Афганистан. В итоге красноармейские командиры, не вникая в тонкости раскола среди бухарских лидеров, заняли жесткую линию к органам БНСР в Восточной Бухаре и временно арестовало их руководителей. Это был идеальный момент для начала действий Энвер-паши. К началу 1922 г. Ему удалось связаться с повстанцами Ферганы, Хивы и координировать свои действия с их лидерами Курширматом и Джунаид-ханом. Во второй половине декабря 1921 г.

Энвер-паша осадил Душанбе. Гарнизон города выдержал двухмесячную осаду, но в феврале 1922 г. К весне военная группировка Энвер-паши насчитывала около 20 тысяч человек [23], C. Важное значение имел статус Энвера как зятя турецкого султана — номинального главы мусульман, что делало его в глазах исламского населения Бухары культовой фигурой [34]. В марте 1922 г. Далее планировался поход на Ташкент. В числе главных организаторов антисоветского восстания на территории Западной Бухары был председатель «Национального союза Туркестана» А. Возникала опасность окуппации Восточной Бухары Афганистаном [36]. Ходжаевым дистанцировалось от действий У. Пулатходжаева и Али-Ризы и обратилось в Реввоенсовет Туркфронта с просьбой о немедленной военной помощи [1].

Сокрушительные действия «турецкого льва» грозили уничтожить все завоевания большевиков в Средней Азии и Ленин поручил заняться «делом Энвера» Сталину и Орджоникидзе. Ходжаев срочно выехал в Москву для разъяснения положения и организации контрмер. Если Турккомиссия РСФСР обвинила в обострении ситуации бухарское правительство, не сумевшее «создать авторитетной местной власти, легкомысленно использовавшего старых амирских чиновников», то С. Орджоникидзе, прибыв в Среднюю Азию, тут же стал требовать «для успокоения края: прекратить чрезмерно революционные мероприятия, создать национально-демократическое правительство без выпячивания его коммунистической сущности». Для снятия напряжения С. Орджоникидзе предложил немедленно «провести выборы казиев и предоставить им право судить... Москва поддержала Файзуллу Ходжаева как непримиримого врага бухарского амира. Бухарская Компартия вошла в состав РКП б. В апреле 1922 г. В начале июня 1922 г.

Ходжаева о мерах борьбы с басмачеством, приняла политическую резолюцию, дающую оценку действиям Энвер-паши как авантюре, нацеленной на то, чтобы «с помощью восточнобухарских басмачей … Бухару сделать игрушкой Английской политики». Это «с точки зрения мусульманина вообще, так и с точки зрения Бухарца, является преступлением». Сессия призвала бухарский народ «собраться под красное знамя и объединенными силами бороться с басмачеством Энвер-паши [11]. Среди собственных решений Диккомиссии показателен указ, обязывающий местные органы власти Восточной Бухары благоустроить все мечети на основании священных законов, привлечь массы к молитве, а в случае саботажа привлекать виновных к ответственности вплоть до расстрела [37], C. Диккомиссии были срочно ассигнованы 13 миллионов рублей и переданы 10 процентов имеющихся запасов фабричных товаров [8]. В результате действий Бухарской группы войск в течение лета 1922 г. Свою роль сыграло и дистанцирование от Энвер-паши Великобритании, существенно уменьшившей возможный объем международной военной помощи [34] , а также конфликт между Энвер-пашой о Ибрагим-беком, который ориентировался на реставрацию власти бухарского амира и отправил амиру Афганистана о возвращении Алим-хана на территорию Бухары [4]. Поражение войск Энвер-паши под Байсуном в июне 1922 г. Гибель Энвер-паши ликвидировала саму угрозу образования Пантюркистского Амирата и деморализовала басмаческое движение. Последний съезд «Национального союза», прошедший в сентябре 1922 г.

Съезд уполномочил А. Валиди на выезд за рубеж и установление необходимых контактов с иностранными государствами [39]. В конце 1922 г. Арифов провели совещание о координации антисоветских действий с участием амира Алим-хана. Валиди, выехав за рубеж в начале 1923 г. Валиди был утвержден председателем внутренних и зарубежных организаций «союза», Арифов - председателем Кабульского отдела, а У. Пулатходжаев - представителем в Турции, М. Чокаев — представителем в Европе [39]. Новым лидером антисоветского вооруженного сопротивления в Бухаре стал другой турецкий офицер - Салим-паша. Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г.

Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C. Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику. Ходжаев Аминов Муинджан [35], C. Но когда в конце 1922 г. Шанс независимого развития был потерян. В августе 1922 г. Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана. Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г.

В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде. Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару. Показательно, что в в 1923-1924 гг. В декабре 1923 г. Ходжаев Ф. Суверенитет был утрачен. Для Ф. Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии. Отметим, что еще в феврале 1924 г.

ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно 12 самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР. В сентябре 1924 г.

В течение его срока он только избежал убийства лидером Восстания Basmachi Енвером Пашей.

С перестройкой советской Средней Азии в новую узбекскую советскую социалистическую республику и после чистки подозреваемых узбекских националистов в 1923-1924, 5-го декабря 1924, Ходжаев стал Председателем Революционного Комитета узбекского SSR - в котором времени он был признан главой правительства - и затем 17 февраля 1925, он стал Председателем Совета Народных Комиссаров узбекской советской социалистической республики. Однако Ходжаев выступил против властного контроля Джозефа Сталина , особенно что касается хлопковой монокультуры. Заключительные годы Когда волна политических чисток достигла узбекского SSR, 7-й Конгресс узбекской коммунистической партии Большевиков объявил, что Ходжаев был врагом народа. Наследство Официально реабилитированный в 1966, он остается неоднозначной фигурой в современном Узбекистане.

Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф.

Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф.

Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г.

Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана.

Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием.

Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция. С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо…, но не в моих устах, в устах человека, который пригвожден к позору, который сидит на этой скамье. У такого человека словам гордости нет места.

Гордости неоткуда взяться! Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории. Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое.

Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13]. Литература Архивные материалы и официальные документы [1]. Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г. Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г.

Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля. Париж: Изд. Восточная и Американской библиотека братьев Мезоннеф. Протокол заседания 2-й сессии ВсебухЦИКа от 18 ноября 1924 г.

Тезисы по советскому строительству в Б. Р-25, оп. Ходжаев Файзулла. Агзамходжаев и др.

Научные и биографические материалы [17]. Абашин С. Азиз Ниалло. Бабаходжаев А.

Провал английской политики в Средней Азии и на Среднем Востоке: 1918-1924. Боевой путь войск Туркестанского военного округа. Ганковский Ю. Персонажи с «той стороны».

Германов В. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, 1983. Джумаев А.

Заки Валиди Тоган. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Зевелев А. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов.

Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане сборник документов. Том 2 сентябрь 1919 г. Иноятов Х. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции.

Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане. История гражданской войны в Узбекистане. Ишанов А.

Создание Бухарской Народной Советской Республики 1920-1924 гг. Курков И. Матвеева Н. К вопросу о роли джадидов в Бухаре 1920 г.

Пылев А. Энвер-паша и среднеазиатское басмачество: различные интепретации в исследовательской литературе. Радий Фиш, Рахим Хашим. Глазами совести.

Султанбеков Булат. Табышалиева А. Турдиев Шерали. Bailey F.

Mission to Tashkent. Introduction and Epilogue by Peter Hopkirk. Carlisle D. Manz ed.

Фитрат, А. Амир Бухоро жадидларини жумладан, Ф. Айний маълумотича, 52 киши юборилди. Наимов ва А.

Деб савол беради. Совет махфий идораси ГПУ У. Айтиш мумкинки, Ф. Широко известно, что видный политический и государственный деятель Узбекистана Файзулла Ходжаев был одновременно и исследователем истории своего народа.

Его перу принадлежит одно из самых интересных первых исследований, посвященных истории революции в Бухарском ханстве Ходжаев Ф. К истории революции в Бухаре. Ташкент, 1926. Подвергнутая сразу же после опубликования резкому обсуждению на страницах коммунистической периодической печати См.

Об одном историческом документе. Журнал «Коммунистическая мысль». Кто такие джадиды. Справка и ответ.

Ташкент, 1927. К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. Ташкент, 1932. Авторитет главы правительства Узбекистана как знатока истории народов Центральной Азии был общепризнан настолько, что в соответствии с постановлением ЦК ВКП б и Совнаркома СССР в августе 1934 года Файзулла Ходжаев был включен не только от Узбекистана, но и от всей Средней Азии в правительственную комиссию, созданную для просмотра, улучшения, а в случае необходимости и переделки создаваемых тогда новых учебников по истории СССР и союзных республик.

Сегодня, после нового прочтения опубликованного и еще не изданного научного наследия первого главы правительства Узбекской республики, можно с уверенностью говорить о существенной эволюции, происшедшей в его историческом мировоззрении к концу его жизни. Являясь в начале своей политической и научной карьеры лидером крайне левого крыла младобухарской партии и выступая против осторожных реформаторов «старых джадидов», таких как Мулла Икрам, Абдул Вахид Бурханов, Мухитдин Мансуров, Садриддин Айни, он в конце концов осознал, к каким печальным последствиям приводит ультрарадикализм в политике и науке. Итак, Файзулла Ходжаев осуществлял общее руководство по подготовке первого учебника по истории Узбекистана, который готовился параллельно с сокращенным его вариантом — разделом по Узбекистану к учебнику элементарного курса истории народов СССР. При этом он отчетливо представлял, что для осуществления этого беспрецедентного проекта потребуется пересмотр многих теоретических проблем.

Поэтому весной 1936 г. Подготовке данных тем коллективом привлеченных историков предшествовало специальное постановление директивных органов Узбекистана по вопросу об учебнике истории. Файзулла Ходжаев посылает Акмалю Икрамову список закрепленных за авторами разделов. Он выглядел таким образам: древняя история — авторы А.

Гуревич, Л. Позднее, на допросе 20 октября 1937 года, арестованный органами госбезопасности Узбекистана Зия Гимадиев показал, что 13 марта 1936 года Ф. Ходжаеву был вручен для редактирования материал учебника истории Узбекистана, который он, продержав более года, вернул 13 мая 1937 года без каких-либо редакционных поправок. Такая странная и необъяснимая внешне позиция, занятая лицом, наиболее ответственным за издание «Истории Узбекистана», становится понятной в свете недавно обнаруженных материалов.

Все началось с того, что накануне передачи ему материала учебника для редактирования, на совещании у Файзуллы Ходжаева 4 марта 1936 года Акмалем Икрамовым, были сделаны, очевидно под давлением высших партийных инстанций, около десятка замечаний к подготовленным к изданию «Истории Узбекистана» и «Истории Средней Азии» Архив Аппарата Президента Республики Узбекистан, ф. Внимательное прочтение даже опубликованного научного наследия Файзуллы Ходжаева дает понимание того, что он не мог принять, например, такой тезис из замечаний, что «вакуфы как форма эксплуатации здесь изложены очень наивно и неправильно… за счет податей на содержание медресе и мечетей жили тунеядцы — муллы, шейхи и сановники» — ведь он-то, напротив, всегда писал, что вакуфы всемерно содействовали развитию культуры, просвещению и народному образованию. Или другой тезис: «Басмачество поставить как бандитизм, а басмачей как бандитов, главным образом созданных из кулаков…» и так далее. Обнаруженные документы свидетельствуют, что Файзулла Ходжаев тяжело переживал, как он сам считал, личную вину за потерю Узбекистаном независимости и обсуждал в кругу единомышленников самую важную для себя проблему о том, как, используя внешнеполитическую и внутреннюю ситуацию, начать движение республики к суверенитету.

Кроме того, Атаходжа Ходжаев, в прошлом назир внутренних дел и заместитель председателя Совета назиров Бухарской республики, припомнил еще один характерный эпизод, который в вариациях вспоминали разные свидетели. Он дает более яркое представление о Файзулле Ходжаеве как об одном из первых борцов за независимость Узбекистана. Обратимся к свидетельству Атаходжи Ходжаева: «…Весною 1935 г. Беседуя с ними, я спросил о… задачах в части борьбы за независимость Узбекистана.

По этому вопросу Фитрат дал следующую установку: «Перед нами сейчас задача бороться против советской власти за отторжение от СССР Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Татарии, Казахстана, Киргизии, Башкирии, Крымской республики и республик 3акавказья…» Я высказал недоверие столь широкому масштабу работы, после этого Файзулла Ходжаев, обращаясь ко мне, заявил: «Ты, Ата Ходжаев, всегда не веришь, бухарская революция была? Скоро придет время, когда мы добьемся независимости и такого объединения тюркских национальностей, которое гарантирует нам свободное развитие и процветание. Мы все должны бороться за это» Архив Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, арх. Уместно обратиться к некоторым историческим реалиям, имевшим место в истории Узбекистана.

Сам факт существования этих реалий историографии неадекватно оценивался после «реабилитации» Файзуллы Ходжаева не только историками-марксистами, но и зарубежными независимыми советологами. Это объясняется ограничением допуска к источникам, хранившимся в таком режиме, что они были недоступны и для большинства историков КПСС, а также неким молчаливым согласием обеих сторон не касаться данной темы, разрушающей традиционные каноны полярного идеологического противостояния двух систем и усложняющей простую и понятную историческую ретроспективу. Идеологи не нуждались в усложненных гипотезах, разрушающих политизацию истории и могущих поколебать устои. Так, советские историки, согласно хрущевской концепции реабилитации, провозгласили, что все сведения о якобы созданной в 1920 году в Бухаре тайной организации «Милли Иттихад», поставившей своей задачей борьбу за независимость не только Бухарской республики, но и всего Туркестана, а также против советизации и усиления здесь влияния России, являются мифическими, придуманными большевиками для дискредитации Файзуллы Ходжаева и его сторонников.

Анализ всех доступных сегодня источников не исключает достоверность свидетельств о существовании в Бухарской республике организации «Милли Иттихад», в руководство которой входили Файзулла Ходжаев, Муинджан Аминов, Мухтар Саиджанов, Саттар Ходжаев и Ата Ходжаев. В ноябре 1925 года на имя пленума Центрального Комитета Коммунистической партии большевиков Узбекистана поступило заявление, подписанное восемнадцатью руководящими партийными и советскими работниками республики, в том числе десятью членами ЦК и двумя кандидатами в члены ЦК КП б Узбекистана. Руководители республики просили освободить их от работы в Узбекистане и откомандировать в распоряжение ЦК ВКП б , при этом обещали, если понадобится, изложить более подробно мотивы своего поступка. Комиссия Средазбюро ЦК РКП б , созданная для разбора заявления, выяснила, что до подачи его состоялось предварительное совещание участников группы на квартире Файзуллы Ходжаева — организатора группы, а истинный мотив «заявления 18-ти» заключался в несогласии их с линией большевиков, особенно в проведении земельно-водной реформы.

По их мнению, реформу не нужно было проводить столь жестко, поскольку она сопровождалась разрушением самого дехканского хозяйства Архив Аппарата Президента Республики Узбекистан, ф. Несомненно, что крупномасштабный передел земли назрел. С этим были согласны члены «группы 18-ти». Но с самого начала реформа приняла военно-коммунистический характер и на деле обернулась истреблением социального слоя, ориентированного на рыночные отношения.

Земельно-водная реформа вела к ограничению форм хозяйствования. Формированию идеологизированной экономики несли идеи уравнительства и это насаждало психологию иждивенчества и зависти к чужому достатку, в ходе реформы истреблялись рачительные хозяева, усердные труженики. Выступление Файзуллы Ходжаева во главе «группы 18-ти» было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма. Дополнительно вспомнил как участников платформы «18» бухарцев — Абдурашита Мукамилова и Кары Юлдаш Пулатова.

Состоявшийся после II Съезда пленум ЦК РКП б Узбекистана счел необходимым снять с руководящих должностей некоторых авторов «заявления 18-ти», упорно не желавших признать свою вину. Рахмат Рафиков был снят с поста наркома внутренних дел, Саиджанов — с должности секретаря Зеравшанского облисполкома, Хидиралиев — с поста наркома земледелия. Последовали и другие перемещения. Сохранивший после указанных событий пост главы государства Файзулла Ходжаев впоследствии, возглавив создание сводной «Истории Узбекистана», предпринял попытку объективного насколько это было вообще возможно в те времена освещения истории земельно-водной реформы.

Такая позиция узбекского премьер-министра была расценена как двурушническая и нежелание политически разоружаться перед партией. В результате в 1937 году последовал разгром авторского коллектива, занятого написанием «Истории Узбекистана», были проведены повальные аресты узбекистанских историков. Чуть позднее, 23 января 1938 года, арестовали профессора-историка З. Всего лишь пыль с обложки книги… Журнал «Звезда Востока».

Был взят под стражу на некоторое время А. Чуть позже Л. Баженов погиб в автомобильной катастрофе. Рукопись учебника по истории Узбекистана, изъятая тогда же, до сих пор не найдена, как и раздел, подготовленный для учебника по отечественной истории, отправленный на экспертизу в Москву.

Разыскание и публикация этих книг позволили бы разрешить многие загадки истории Узбекистана первой трети XX века. Остается надеяться, что они рано или поздно отыщутся. С точки зрения коммунистической морали политическая и историографическая позиция государственного деятеля и «первого историка» в Узбекистане Файзуллы Ходжаева и его сподвижников, ориентированная на отделение Узбекистана от СССР и создание «буржуазного государства» читай — «государства с рыночными отношениями» — В. Сегодня, с позиций суверенитетного историографического мышления, историческое мировидение узбекского лидера, опередившего свое время, представляется естественным, а его позиция к своему народу — единственно верной.

В период хрущевского реабилитанса была попытка родить еще большую ложь: создать из Файзуллы Ходжаева и его ближайшего окружения образы светлых мучеников, безвинно пострадавших за идеалы коммунизма, а их действительную борьбу за независимый демократический Узбекистан списать на фальсификаторское творчество следователей-чекистов. Вечернее заседание 5 марта 1938 года Комендант суда. Суд идет. Прошу встать.

Садитесь, пожалуйста. Заседание продолжается. Подсудимый Икрамов, вы подтверждаете показания, данные на предварительном следствии? Полностью подтверждаю.

Расскажите вкратце о вашей антисоветской деятельности. На путь антисоветских действий я вступил в 1928 году. Правда, еще в сентябре 1918 года я вступил в легальную молодежную организацию националистического типа. К троцкистской оппозиции я примкнул в 1923 году.

В 1928 году я был фактически одним из руководителей контрреволюционной националистической организации, которая по существу являлась национал-фашистской. Эта организация называлась «Милли Истиклял», что значит «национальная независимость». Это название само за себя говорит. Какую другую независимость могут люди ожидать при Советской власти, кроме как буржуазную, реставраторскую независимость?

В этой организации я принимал участие. Мы боролись за буржуазную независимость.

Файзулла Ходжаев, патриот или предатель

АН Имя первого премьер-министра Узбекистана Файзуллы Ходжаева значится на открытой недавно в России Стене памяти жертв репрессий. Fayzulla Gubaydullovich Xo'jayev, 1896 (1896) — 15 мapтa 1938, тaкжe имeнoвaлcя Фaйзyллa Xoджaoглы) — yзбeкcкий [1] coвeтcкий пapтийный и гocyдapcтвeнный дeятeль, пpeдceдaтeль. Автобиография ва. Ходжаев, Файзулла [1896-1938], родился в 1896 г. в богатой бухарской купеческой семье. Узбекскую грамоту изучил в мактабе (старая туземная школа).

Гомельский след Остапа Бендера

Файзулла Ходжаев (1896-1938) ⋆ Выступление Файзуллы Ходжаева во главе "группы 18-ти" было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма.
Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич - Википедия 1938) - советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1920 года. Родился в городе Бухаре, в семье купца.

Ходжаев Файзулла Губайдулаевич (1896)

В 20—е годы активно ловили «шпионов» из соседней Польши. Поэтому незнакомец с документами крупного партийного руководителя и странной историей вызвал обоснованное подозрение, — анализирует материалы уголовного дела замдиректора по научной работе Гомельского музея криминалистики Константин Мищенко. Но при обыске в номере нашли справку об освобождении из тифлисской тюрьмы на имя Тургуна Хасанова. Переговоры с Москвой оказались излишними. Матвей Хавкин Но все же в Москву был направлен отчет. Бывший рогачевский портной Матвей Хавкин, выброшенный революцией на политическую арену, не желал ограничивать свой карьерный рост уездным Гомелем. Разоблачение крупного афериста Тургуна Хасанова было представлено как личный успех начальника гомельской милиции.

Хавкин в будущем пойдет на повышение, а его отчет станет основой для фельетона «Знатный путешественник» в газете «Правда». Именно этот фельетон и творческую идею плутовского романа принесет Валентин Катаев начинающим писателям Ильфу и Петрову. Я бы взял частями. Но мне нужно сразу Большинство исследователей образа великого комбинатора пока обнаружили только два реальных прототипа гражданина Бендера. Первый — известный одесский авантюрист Осип Шор, он был хорошо знаком с Валентином Катаевым. В юности Шор зарабатывал различными способами: был подставным женихом, художником—аферистом, разъездным гроссмейстером и даже выступал с цирковыми номерами.

Чем не светлый образ охотника за чужими фамильными бриллиантами? Гомель стал финальной точкой его всесоюзного путешествия. После задержания оказалась, что на счету «узбекского комбинатора» несколько десятков обманутых руководителей крупных городов: Новороссийска, Ялты, Симферополя, Харькова, Полтавы и т. Для полноты картины не хватало только Балаганова, Паниковского и Козлевича. Два романа — два прототипа Остапа Бендера, которого убил Воробьянинов, а «воскресил» Хавкин? У литератора из Гомеля Анны Кот свои рассуждения на эту тему: — Безусловно, история афериста Тургуна Хасанова перекликается с образом сына лейтенанта Шмидта.

Чиновник из солнечной республики попросил 50 рублей на билет домой и несколько дней отдыха. Ему дали не только деньги, но и лучший номер в главной городской гостинице «Савой». Директор Гомельского областного музея военной славы Павел Жданович знает подробности тех дней: Гомель стал вторым городом БССР, в который приехал этот 27—летний азиат. Узбекский гость поведал ту же драматическую историю и попросил одолжить немалую сумму на обратную дорогу — 500 рублей. Правда, Червяков из республиканской казны денег не дал, а направил телеграмму в узбекское представительство в Москве. Они очень оперативно прислали нужную сумму.

Гомель в 20-х годах Вечером гомельские чиновники устроили крупный банкет по случаю неожиданного визита главы Узбекистана. Не внушил доверия азиатский гость только начальнику местной милиции Матвею Хавкину. Сеанс разоблачения Подозрения у гомельского милиционера вызвала не только дорожная история с кражей, но и документы главы Узбекской республики. Фото тогда не прилагалось, поэтому Хавкин придумал необычный способ разоблачить афериста. В журнале «Красная нива» он нашел портреты всех руководителей союзных республик. После изучения снимков в гостиницу «Савой» была направлена оперативная группа.

В 20—е годы активно ловили «шпионов» из соседней Польши. Поэтому незнакомец с документами крупного партийного руководителя и странной историей вызвал обоснованное подозрение, — анализирует материалы уголовного дела замдиректора по научной работе Гомельского музея криминалистики Константин Мищенко. Но при обыске в номере нашли справку об освобождении из тифлисской тюрьмы на имя Тургуна Хасанова. Переговоры с Москвой оказались излишними. Матвей Хавкин Но все же в Москву был направлен отчет. Бывший рогачевский портной Матвей Хавкин, выброшенный революцией на политическую арену, не желал ограничивать свой карьерный рост уездным Гомелем.

Разоблачение крупного афериста Тургуна Хасанова было представлено как личный успех начальника гомельской милиции.

В 1907 году его отправил в Москву отец. Он присоединился к пан-тюркскому движению джадидов подобных- в 1916 году были настроены реформаторами и на состояние своего отца основали Партию молодых бухарцев.

Увидев русскую революцию 1917 года как возможность, Молодобухарская партия предложила большевикам из Ташкентского Совета захватить Бухарский эмират силой в 1917 году. Когда эта попытка вторжения провалилась, Ходжаев сбежал в Ташкент и смог вернуться только после того, как эмир Бухары бежал в сентябре 1920 года после Красной Армии.

Ходжаевы — это семья, которая происходит из города Бухара, который в прошлом был столицей Бухарского эмирата, а сейчас является частью Республики Узбекистан. Ходжаевы были богатыми и влиятельными торговцами, которые занимались торговлей шелком, хлопком, золотом и другими ценными товарами. Они также были образованными и просвещенными людьми, которые поддерживали культуру и искусство своего региона. Какие достижения имеет Жамшид Ходжаев в сфере государственного управления и финансов? Жамшид Ходжаев — один из самых известных потомков семьи Ходжаевых.

Он работал в различных международных организациях, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд и Азиатский банк развития. Он также занимал различные посты в правительстве Узбекистана, такие как министр иностранных экономических связей, министр финансов и заместитель премьер-министра. Он считается одним из ключевых реформаторов узбекской экономики, который способствовал ее модернизации, либерализации и интеграции в мировую систему. Эммануил Ходжаев — другой знаменитый потомок семьи Ходжаевых. Он родился в 1861 году в Пятигорске и окончил Санкт-Петербургскую академию художеств. Он работал на Кавказских минеральных водах, где он спроектировал и построил множество зданий, которые до сих пор украшают этот курортный регион. Среди его работ можно назвать Кисловодский курортный парк , Санаторий имени Орджоникидзе , Дом-музей Лермонтова и многие другие.

Он также принимал участие в реставрации исторических памятников, таких как Дом-музей Пушкина и Храм Святого Георгия. Он был признанным мастером архитектуры, который сочетал в своих проектах элементы русского, восточного и европейского стилей. Как Азам Ходжаев стал известным блогером и предпринимателем? Азам Ходжаев — современный представитель семьи Ходжаевых. Он родился в 1988 году в Ташкенте и окончил Московский государственный университет имени М. Он начал свою карьеру как журналист и телеведущий, а затем перешел в сферу интернет-маркетинга и социальных сетей. Он создал свой собственный YouTube-канал, на котором он публикует видео о разных аспектах жизни в Узбекистане и за рубежом.

Он также является основателем и генеральным директором компании UzDigital , которая занимается разработкой и продвижением веб-сайтов, мобильных приложений и онлайн-курсов. Он имеет более трех миллионов подписчиков на своем канале и сотрудничает с различными известными личностями, такими как Александр Портнягин , Андрей Нифедов и Михаил Галустян. Какие роли сыграл Алишер Ходжаев в советском и российском кино и театре? Алишер Ходжаев — еще один знаменитый потомок семьи Ходжаевых.

Смотрите также

  • Помочь проекту
  • Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev - Википедия
  • Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич
  • Узбекистан за 9 дней. День 5#6. Бухара: Дом богатого купца. | Николай Соков: Всюду Вместе | Дзен

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий