Что получали крестьяне по манифесту от 19 февраля 1861 г

Лишь в конце осени 1905 года был подписан манифест о резком сокращении объема выкупных платежей, а в начале 1906 года крестьяне получили право свободного выхода из общины. 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права.

Вы точно человек?

19 февраля 1861 года является официальной датой отмены крепостного права в России: именно в этот памятный день Александр II подписал судьбоносный манифест. С российским крепостным правом навсегда было покончено, а крестьяне объявлялись свободными. Помещики не торопились с переводом крестьян на выкуп. По прошествии 20 лет после издания Положений 19 февраля 1861 года 15,3% бывших помещичьих крестьян еще оставались на временно-обязанном положении. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права. 1901. С. 136. По манифесту крестьяне получали личную свободу. 1901. С. 136. По манифесту крестьяне получали личную свободу. В среднем на душу мужского пола до 19 февраля 1861 года приходилось по 5,3 десятины земли, а теперь крестьянам оставили только по 4 десятины. Это стало одной из причин недовольства крестьян отменой крепостного надела был везде неодинаков.

Дата отмены крепостного права в России

Манифест 19 февраля 1861 г. Классификация и особенности категории «Манифест 19 февраля 1861 г. Он уже накануне знал, что умирает. Исповедался и причастился. Рано утром позвал свою родню и объявил о близкой своей кончине и всех благословил крестным знамением. Отчего я не могу умереть вместе с тобою! Видно, так угодно Богу. Тяжело тебе будет».

Цесаревич рыдая вымолвил, что надеется, что батюшка «там будет молиться Ему о России, о нас всех». Твердым, но уже прерывающимся голосом царь ответил: «Да, я всегда молился Ему за Россию и за всех вас, буду молиться и там. Вы же останьтесь навсегда, как было доселе, в тесном союзе любви семейной». После этого Николай I впал в забытье. Как только сознание воротилось, выказал новый пример великого мужества, отдав последние приказания. Сам назначил место в Зимнем дворце, где должны быть выставлены для прощания его останки, и указал место для могилы в Петропавловском соборе. Еще насчет одного распорядился: чтобы погребение было совершено с возможно большей скромностью, без пышного катафалка, без «всяких великолепных в зале и церкви убранств».

Потом нашел силы поблагодарить дворцовых служащих за службу. Голос его начал слабеть и вскоре совсем пропал. Похороны Николая Павловича прошли 5 марта 1855 г. Повелителем империи стал Александр II. Совет Он принял бразды правления в тяжелый исторический момент. Россия вела неудачную войну, положение внутри страны становилось напряженным: финансы были расстроены, денег не хватало ни на что. Всюду царило безрадостное настроение.

Надлежало как можно быстрее завершить дорогостоящую неудачную войну. В первый год царствования основное внимание было уделено решению именно этой задачи. С конца 1855 г. Они не остались без внимания. В марте 1856 г. Горчаков 1798—1883. Он сменил на этом важном посту престарелого графа К.

Нессельроде 1780—1862 , назначенного главой внешнеполитического ведомства еще в 1814 г. С именем этого «живого реликта» связывали многие дипломатические неудачи и провалы царствования Николая Павловича. Завершив войну, перед царем и его правительством встали проблемы внутреннего порядка. Особое место в этом ряду занимала проблема крепостных отношений. Выступая в 1856 г. Путь этот оказался непростым и долгим. Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории.

За это время была проведена огромная подготовительная работа. Обратите внимание Учреждались различные комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки. Царь хотел, чтобы будущий великий акт раскрепощения отражал волеизъявление всей нации. Однако некоторая часть дворянства не хотела перемен. Александр II имел возможность превозмочь эти настроения и единым волевым актом перевернуть темную страницу истории. Для этого у него имелось достаточно и сил, и средств. Однако он не хотел этим оскорблять первое сословие, так много сделавшее для монархии и империи.

Он надеялся, что дворянство само осознает неизбежность грядущих изменений. Это была одна часть проблемы, объясняющая столь продолжительный подготовительный период. Другая диктовалась самой сутью планируемого преобразования, затрагивавшего в той или иной степени все стороны социальной жизни огромной империи. Проект отмены крепостного права был составлен особой комиссией, созванной царем в начале 1859 г. В нее вошли высшие государственные чиновники и известные деятели не из правительственных кругов. К концу 1860 г. Выступая в Государственном совете при его обсуждении, Александр II сказал, что «счастлив свидетельствовать об этом перед потомством».

В феврале 1861 г. Это была великая и благотворная мера. Если бы даже в царствование Александра II больше ничего не случилось, если бы тогда он покинул земные пределы, то все равно бы в памяти народной, в летописях истории остался бы крупным преобразователем. Он пошел на то, на что даже его отец, император Николай I, сильный и властный правитель, не отважился. Важно Сложность решаемой задачи состояла в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам.

За помещиком сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян. Изменились также имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись, по существу, прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние.

Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны черноземных, степных, нечерноземных определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне. Для урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки в соответствии с замечаниями и предложениями крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков. Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями — барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей. Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им таким образом кредит. После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей. Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла.

Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли. В 1863 и 1866 годах реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы. Отдельные группы крестьян, воспринимавших землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к отмене крепостного права крайне отрицательно, называли его «подложной грамотой». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «настоящую волю». В итоге, в ряде мест в том числе в селе Бездна, Казанской губернии, и деревне Кандеевка, Пензенской губернии вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. К лету 1861 волнения пошли на убыль.

Крестьяне, участвуя в составлении уставных грамот, и, вероятно, надеясь на улучшение жизни в качестве самостоятельных и свободных хозяев, втягивались в повседневную трудовую деятельность, что и привело к успокоению. Надежды же революционеров поднять их на борьбу после подписания грамот, то есть тогда, когда, как предполагалось, крестьяне окончательно убедятся в грабительском характере реформы, оказались беспочвенными. Итоги и последствия реформы Результаты реформ середины XIX века, в том числе и отмены крепостного права, постоянно являются предметом исследования и анализа со стороны ученых. Так, для большинства советских историков реформы — это водораздел, отделяющий период феодализма от периода капитализма, для многих западных исследователей — рубеж между традиционным и современным обществом. Готрелл предложил иную интерпретацию.

Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870 г.

Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане крестьянская реформа была произведена в 1870-1883 гг. В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне — царане, которые по «Положению 14 июля 1868 г. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861 г. Таким образом, основные положения крестьянской реформы 1861 г. Около четверти суммы крестьянин должен был единовременно заплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет; 2 Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов.

Основные положения реформы 1861 года и ее последствия С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права — свободу вступления в брак, право самостоятельного заключения договоров и ведения судебных дел, приобретения недвижимого имущества на свое имя и пр. Крестьяне каждого помещичьего имения объединились в сельское общество. Свои общие хозяйственные вопросы они решали на сельском сходе. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость.

В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и административные обязанности. Деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян и помещиков контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия и не подчинялись ни губернатору, ни министру. Они должны были руководствоваться только велениями закона.

В первом составе мировых посредников было немало гуманно настроенных помещиков декабрист А. Розен, Л. Толстой и др. Введение «временнообязанных» отношений Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными».

Размеры крестьянского надела по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников. Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян осталось примерно столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете на такой надел у крестьянских обществ отрезались «лишние» земли.

Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья — прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли. Выкупные сделки и выкупные платежи Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения закончатся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку — по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму с процентами ежегодными платежами в течение 49 лет. В принципе сумма выкупа должна была бы зависеть от доходности выкупаемых земель.

В черноземных губерниях примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они давно уже жили в основном не за счет доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. Поэтому в нечерноземных губерниях земля была обложена выкупными платежами выше ее доходности. Выкупные платежи, которые правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода.

А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных.

Труд крепостных оценивался низко в отличие от свободных людей. Работать их принуждали, поэтому результаты было сложно назвать качественными.

Император боялся крестьянских выступлений. По окончании Крымской войны, волнения крестьян в южной части России заметно утихли. Крепостные люди — это пережитки прошлого.

Такое положение напоминало рабство, что выходило за все моральные рамки. Александру II было известно, как нужно освободить крестьян от зависимости, но он не понимал, как лучше приступить к изменениям. Не последнюю роль в этом деле сыграла записка об освобождении Кавелина.

Опираясь на неё, император разработал план по внедрению новых реформ. По мнению Кавелина, каждому человеку после освобождения необходимо за небольшую плату выделить землю. Среди дворян записка вызвала множество недовольств и они стали настраивать императора против Кавелина.

Им удалось добиться своего — Александр уволил советчика. Начало изменений Изначально процесс преобразований подготавливался в режиме секретности. В 1858 году каждая губерния выдвинула нескольких дворян, чтобы составить проект реформ.

Самым спорным оказался вопрос о наделении крестьян землёй, после того как они получат свободу. Уже летом в каждой губернии был создан дворянский комитет. Спустя год, их поочерёдно начали вызывать в столицу, для обсуждения важнейших вопросов.

По результатам переговоров, главным разработчикам преобразований Милютину и Самарину стало ясно, что процедуру не получится провести во всей стране одинаково. Без предварительной подготовки на введение реформы потребуется немало времени. Оба реформатора понимали, что крестьян освобождать без земли нельзя.

Чтобы минимизировать потери помещиков, им давался выкуп, гарантированный правительством. Основные положения С момента подписания манифеста императором крестьяне переставали считаться собственностью помещиков. Люди, входившие в одно имение, стали называться сельским обществом.

Законом было проведено чёткое разграничение чернозёмных и нечернозёмных губерний. Если крестьянин проживал в нечернозёмных местах, он получал столько земли, сколько у него и было ранее. На плодородных чернозёмных землях крестьянам выдавалась не вся земля.

Помещики пошли на хитрость и отдавали им наделы, находящиеся на болотистой и бугристой местности. Правительство боялось, что, получив свободу, крестьяне разбегутся кто куда и обязало их платить выкуп, чтобы получить землю. Уехать с прежнего района они могли только при условии, что на это дала разрешение сельская община.

Чаще всего крестьяне получали отказы на переезд. Освободившись от крепостной зависимости, люди оказались втянутыми в круговую поруку. Каждый землевладелец мог подарить крестьянину четвёртую часть их земли, оставляя лучшие за собой.

Получая такие наделы, люди разорялись, так как почва оказывалась непригодной для урожая. Крестьяне остались недовольны преобразованиями, ведь они ожидали совсем другого. Последствия и значение Крестьянская реформа имела как положительные, так и отрицательные стороны.

Она внесла значительный вклад в развитие Российской государственности. Плюсы и минусы В результате проведения реформы крестьяне наконец-то получали свободу, что привело к заметному росту производства. Всё больше людей начали заниматься предпринимательской деятельностью.

Манифест, принятый императором, был первым шагом на пути к становлению равноправия между людьми. Спустя время стало известно, какие недостатки имела крестьянская реформа: Главная отрицательная черта изменений — бывшие крепостные становились должниками, так как долгое время им приходилось платить за полученную землю. Самые лучшие наделы оставались у помещиков, и крестьяне брали их в аренду, за что также нужно было платить.

В результате основная часть крестьян разорилась в скором времени после освобождения. Итоги перемен После проведения в 1861 году крестьянской реформы, Российская империя смогла выйти на международный рынок и превратилась в мощную державу. Промышленность в государстве стала развиваться в быстром темпе.

Пострадали в итоге только сами же крестьяне, оставшись в должниках у государства. Какими бы ни были последствия, реформа Александра II была очень важна для укрепления государства и развития общества. Крестьянская реформа 1861 года была претворена в жизнь.

Крестьянский вопрос. Причины реформы. Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить.

Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесен в плане политическом. Основные причины крестьянской реформы 1861 года: Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.

Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте. Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату.

Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным. Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений.

§ 21. РЕФОРМА 1861 Г. И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

«Положение 19 февраля 1861 года». Историческое значение реформы. 1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Манифест 19 февраля 1861 года, провозглашавший отмену крепостного права в России, был составлен московским митрополитом Филаретом. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Положение 19 февраля 1861 года. Историческое значение реформы. 1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу Положения регу-лировали вопросы наделения крестьян землей. 2. Отныне бывшие.

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

Киселёв , князь В. Кочубей и др. Советские историки Е. Мороховец и т. Наиболее активно идея аграрных преобразований разрабатывалась с 1826 г. В историографии принято считать, что непосредственным поводом к проведению крестьянской реформы стало поражение России в Крымской войне 1853—1856 гг. Подготовка реформы При подготовке и проведении крестьянской реформы император Александр II опирался на группу «либеральных бюрократов» , которым покровительствовали великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Елена Павловна. Впервые о необходимости аграрных преобразований император Александр II открыто заявил в своей речи перед представителями дворянства Московской губернии 30 марта 11 апреля 1856 г. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» Конец крепостничества. Ланской и его товарищ А. Лёвшин с ведома императора вели переговоры с предводителями дворянства , приехавшими на церемонию, стремясь убедить их выступить с инициативой изменения положения принадлежавших им крепостных крестьян.

Однако они не изъявили желания приступить к решению крестьянского вопроса; исключение составили предводители дворянства Виленской , Ковенской и Гродненской губерний, чьи хозяйства были теснее связаны с рынком и нуждались в финансах, вследствие чего для их владельцев выгоднее было перейти к сдаче земли крестьянам в аренду по образцу землевладельцев Эстляндской , Лифляндской и Курляндской губерний. В итоге В. Назимов , назначенный новым генерал-губернатором Виленской, Ковенской и Гродненской губерний, приступил к совещаниям с предводителями местного дворянства под предлогом изменения инвентарных правил о возможности выступления их с ходатайством об улучшении положения крепостных. Тем временем Александр II поручил руководству Министерства внутренних дел разработать примерную программу отмены крепостного права во всероссийском масштабе. В результате С. Ланской и А. Милютиным при участии К. Кавелина план освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии ныне город Полтавского района Полтавской области, Украина , в котором обосновывалась необходимость проведения реформы одновременно по всей России с предоставлением бывшим крепостным надельной земли в собственность. В конце декабря император выступил против реализации плана Милютина во всероссийском масштабе. Орловым , а с 25 сентября 7 октября 1860 г.

К августу его членами была разработана программа постепенного решения крестьянского вопроса, в которой были предусмотрены 3 этапа: «приуготовительный» смягчение крепостного права, сбор материалов для подготовки освобождения крепостных в будущем , «переходный» постепенное наделение крестьян личными правами при оставлении их «крепкими земле» , «окончательный» «когда крестьяне, получив права личные, будут поставлены в отношениях своих к помещикам как люди совершенно свободные» Конец крепостничества. Этот план был 18 30 августа одобрен Александром II. После этого император отправился за границу в Киссинген ныне Бад-Киссинген, Германия , по пути встретившись в Вильно с В. Назимовым, сообщившим государю о готовности местного дворянства выступить с инициативой обсуждения условий освобождения принадлежавших им крестьян. В Киссингене император встретился с известным прусским экономистом А. Горчакову записку, в которой предрекал начало социальной революции в стране в случае отказа власти от отмены крепостного права. Там же Александр II беседовал о способах разрешения крестьянского вопроса с великой княгиней Еленой Павловной и графом П. Киселёвым, с 1856 г. В результате император решил приступить к скорейшей разработке реформы. В октябре 1857 г.

Ланской представил Александру II полученное от Назимова ходатайство инвентарных комитетов Виленской, Гродненской и Ковенской губерний об отмене крепостного права при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. Под давлением императора Секретный комитет постановил поручить министру внутренних дел разработать текст рескрипта Назимову. В результате 20 ноября 2 декабря Александр II подписал подготовленный под руководством А. Лёвшина Высочайший рескрипт на имя генерал-губернатора Виленской, Гродненской и Ковенской губерний, в котором излагалась первая определённая правительственная программа реформы — личное освобождение крестьян, предоставление им «усадебной оседлости» в собственность «посредством выкупа» и полевой земли за исполнение повинностей, сохранение вотчинной полиции в руках дворян. Разрабатывать конкретные проекты реформы должны были губернские комитеты по крестьянскому делу , формировавшиеся из состава местных дворянских корпораций Конец крепостничества. Более предметное изложение данных условий содержалось в отношении министра внутренних дел С. Ланского Назимову от 21 ноября 3 декабря , в котором был также сформулирован принцип постепенности предстоявшего преобразования: губернским комитетам предлагалось назначить для «переходного состояния» срок «не свыше 12-ти лет»; в течение этого времени крестьянам не дозволялось покидать имение «без разрешения помещика»; «для надзора за введением и соблюдением новых правил и для разбора недоразумений, могущих возникнуть между помещиками и крестьянами», планировалось образовать «особые в каждом уезде присутствия» должны были, в частности, контролировать сдачу «нерадивых и порочных крестьян» в рекруты. В отношении более определённо, чем в рескрипте, ставился вопрос о необходимости наделения крестьян полевой землёй «в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества» Конец крепостничества. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете Le Nord Брюссель , специально созданной по инициативе российских властей, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Под предлогом того, что дворянство Санкт-Петербугского и Ямбургского уездов Санкт-Петербургской губернии выступило за упорядочение крестьянских повинностей, 5 17 декабря рескрипт и отношение министра внутренних дел сходного содержания были направлены санкт-петербургскому генерал-губернатору П.

После этого правительством были инициированы адреса от дворянства остальных губерний европейской части России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву. К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу 1858—1859 и две Общие комиссии для северо-западных и юго-западных губерний, которые должны были разработать проекты реформы с учётом особенностей различных регионов страны.

Жилье, земля, на которой оно расположено, личное имущество официально признаются личной собственностью.

Все угодья, пастбища остаются во владении помещика, который обязан выделить крестьянину какую-либо часть. Крестьянин постепенно должен выкупить эту землю. Пока угодья не выкуплены, бывшим крепостным за пользование по-прежнему нужно выполнять барщину или выплачивать оброк.

Земля выделяется в пользование целой общине селян, которые ранее принадлежали одному помещику. Пользоваться землей единолично крестьянину не разрешалось. Пока крестьянин не выкупил земли у помещика, он не имеет права сменить место жительства.

Таким образом, бывшие рабы официально становились свободными, но практически оставались в той же зависимости от помещиков. Осуществление крестьянской реформы Благодаря реформе крестьяне действительно получили личную независимость. Но полного раскрепощения крестьянского сословия не произошло.

Поскольку проект закона разрабатывался с учетом помещичьих интересов, то селяне получали в пользование худшие земли: болота, пустыри или песчаные участки. Озера, леса, пастбища остались во владении помещиков. Быстро распространялась чересполосица.

Угодья, которые находились в распоряжении крестьян до принятия закона, приходилось выкупать. Согласно Манифесту крестьянин мог воспользоваться выкупной операцией, чтобы выкупить свою землю у помещиков. Проценты были огромными, в итоге крестьянин переплачивал в три раза больше.

Таким образом, фактически крестьяне попадали в зависимость и к помещику, и к государству.

В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьянесобственники не имели права продавать свои земельные наделы. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а ссельским обществом - миром1. Мир отвечал круговой порукой за всеплатежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами.

Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленныхусловий выхода из мира. Органы крестьянского управления. Согласно Положениям, в селахдля бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянскогосамоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянскогоуправления.

Сельский сход избирал сельского старосту и других должностныхлиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации. Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостнойсход во главе с волостным старшиной, волостиое управление и сословный крестьянский волостной суд.

Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведалраскладкой сборов и повинностей. Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя. Волостной судимел право разбирать имущественные споры между крестьянами до 100руб. В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3руб.

Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и дляконтроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернскиеприсутствия по крестьянским делам. Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатыхпомещиков данной местности. Они намечались уездным дворянскимсобранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом. Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления.

Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировыхпосредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником. Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещикисохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаныпредоставить крестьянам так называемую усадебную "оседлость", т.

Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам. Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели правоот него отказаться.

Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях. Обычно определялись максимальный высший и минимальный низший размеры душевого надела. Установленные положениями нормы душевых наделов были, какправило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право "отрезать" часть земли открестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы.

Этот надел получил у крестьян название"кошачьего" - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были воспользоваться этим положением реформы. На 1 января 1881 г. Далее, помещики имели право переносить крестьянские наделы надругие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, малопригодные для обработки земли.

Кроме того, помещики имели право требовать обмена невыкупленных крестьянами наделов, если там обнаруживались полезные ископаемые или если эта земля оказывалась им нужной для каких-либо хозяйственных целей гл. Лес, как правило, крестьяне пореформе не получали. Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование. Община была сохранена во всех губерниях, где она существовала дореформы.

Причем выход из общины был чрезвычайно затруднен, почтиневозможен. Таким образом, пребывание в общине носило фактическипринудительный характер. Земля находилась в пользовании, а затем всобственности всего крестьянского общества и периодически делиласьмежду крестьянскими дворами. Сохранение общины давало возможность царскому правительству ипомещикам взимать с крестьян государственные подати и обеспечиватьотбывание повинностей в пользу помещика.

Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле.

Александр понимал, отмена крепостного права очень выгодна по экономическим причинам, но переживал, что это нанесёт большой урон по политике государства. Главные основания проведения реформы: Одной из побуждающих к действию причин было участие в Крымской войне. Многие люди стали протестовать против самодержавной власти монарха. Из-за того, что крестьяне были закрепощены, военно-техническая подготовка в стране была значительно хуже, чем в других Европейских державах. Крепостное право было устойчивым и если бы реформа не была проведена, оно просуществовало бы ещё долгие годы. Вместе с тем, в аграрной сфере отсутствовало какое-либо развитие. Труд крепостных оценивался низко в отличие от свободных людей.

Работать их принуждали, поэтому результаты было сложно назвать качественными. Император боялся крестьянских выступлений. По окончании Крымской войны, волнения крестьян в южной части России заметно утихли. Крепостные люди — это пережитки прошлого. Такое положение напоминало рабство, что выходило за все моральные рамки. Александру II было известно, как нужно освободить крестьян от зависимости, но он не понимал, как лучше приступить к изменениям. Не последнюю роль в этом деле сыграла записка об освобождении Кавелина. Опираясь на неё, император разработал план по внедрению новых реформ.

По мнению Кавелина, каждому человеку после освобождения необходимо за небольшую плату выделить землю.

«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю

19 февраля 1861 г., в шестую годовщину восшествия на престол вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Лишь в конце осени 1905 года был подписан манифест о резком сокращении объема выкупных платежей, а в начале 1906 года крестьяне получили право свободного выхода из общины. Крестьянская община. По Манифесту 1861 г. земля предоставлялась не отдельному двору или домохозяину, а в общинное пользование. В селениях помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости, образовывались сельские общества.

Крестьянская реформа 1861 года, ее подготовка, причины, права крестьян и последствия (Таблица)

Позднее боязнь крестьянских выступлений заставила правительство отказаться от этой программы и утвердить обновленную весной 1858 года. Она была подготовлена Я. Ростовцевым и предусматривала, кроме предоставления личной свободы, выкуп участков с помощью государственного займа. В марте 1859 года за 2 года до того, когда отменили крепостное право в России создаются руководимые Я. Ростовцевым Редакционные комиссии, которые занимались анализом предложений губернских комитетов. В результате на рассмотрение попали более 80 проектов.

При выборе направления реформы, в Главном комитете по крестьянскому делу и в Госсовете доминировали консервативные настроения. Александр II — тот, кто отменил крепостное право, зимой 1861 года потребовал завершить подготовку проекта не позднее середины февраля, чтобы процесс начался накануне сева. Отмена крепостного права в России 19 февраля 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Вместе с ним было принято особое Положение, состоящее из 17 нормативных актов, в котором подробно раскрывался механизм реформы. Однако фактически дата отмены крепостного права — 5 марта, так как только в этот день в 1861 году Прощенное воскресенье Манифест был предан огласке.

Император лично зачитал документ собравшимся в Михайловском манеже, в иных губерниях и уездах он был оглашен на протяжении месяца в год отмены крепостного права. Этапы отмены крепостничества После оглашения Манифеста крестьяне утрачивали статус зависимых, становились «свободными сельскими обывателями», получившими гражданскую правоспособность. Она распространялась на все отношения, кроме специфических сословных обязанностей, среди которых пребывание в общине и пользование надельными угодьями. Крестьянство получало право иметь выборное самоуправление в лице сельского общества и наивысшей административной единицы волости. Одновременно с тем, в каком году отменили крепостное право, бывшие крепостные стали собственниками домов, хозпостроек, а также движимого имущества.

Помещики были обязаны предоставить крестьянам «усадебную оседлость» земля рядом с домом и полевой надел.

Еще позднее, 24 июня 1866 г. Все они а их было 19 млн. Средний размер наделов государственных крестьян составил 5,9 десятины — больше, чем у крестьян помещичьих и удельных.

Реформа существенно изменила правовое положение крестьян. Она впервые дала бывшим крепостным право владеть собственностью, заниматься торговлей и промыслами, заключать сделки, вступать в брак без согласия помещика и т. Налицо был широкий шаг по пути от феодального бесправия к буржуазному праву. Однако помещики сохранили за собой ряд феодальных привилегий, включая полицейскую власть над временнообязанными крестьянами.

Как и до реформы, они представляли интересы крестьян на суде. Сохранялись до 1903 г.! Александр II «запретил сечь мужиков не по закону, а велел их сечь по закону»,— писал об этом журнал народников «Земля и воля». Для управления крестьянами были созданы в ходе реформы особые органы, которые громко именовались «самоуправлением».

Их нижним звеном являлось сельское общество из крестьян на земле одного помещика. Оно составляло сельский сход, избиравший сельского старосту и ряд должностных лиц: сборщиков податей, смотрителей магазинов и пр. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе, следил за исполнением повинностей, мог наказывать за маловажные проступки, то есть штрафовать, принуждать к общественным работам, даже сажать под арест. Несколько сельских обществ образовывали волость, которая строилась по территориальному принципу с числом жителей от 300 до 2 тыс.

Высшим крестьянским органом волости был волостной сход из представителей сельских обществ. Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты, только в объеме волости, сельские старосты ему подчинялись. Что же касается волостного суда, то он разбирал тяжбы между крестьянами на территории волости и судил виновных за проступки, более серьезные, чем те, за которые наказывал сельский староста.

Все это «самоуправление» никакой самостоятельности не имело. Его контролировал мировой посредник, который по закону утверждал а мог и не утвердить выборы должностных лиц крестьянской «администрации» и, следовательно, подбирал угодные ему кандидатуры из числа «благоразумных» и покорных крестьян. Тех же, непослушных и «неуправляемых», которых выдвигали сами крестьяне, мировой посредник отводил как «подстрекателей». Мировые посредники отчитывались перед уездным съездом мировых посредников под председательством уездного предводителя дворянства, а над уездным съездом высилось губернское по крестьянским делам присутствие, в котором председательствовал сам губернатор.

Итак, мировой посредник, над ним уездный съезд, еще выше губернское присутствие и на самом верху губернатор — вот какой пирамидой было придавлено крестьянское самоуправление. Власть одного помещика над крестьянами заменялась властью представителей местного дворянства, что не изменяло ее классового содержания. В целом реформа 1861 г. Она послужила юридической гранью между двумя крупнейшими эпохами российской истории — феодализма и капитализма.

Крестьянская по видимости реформа 1861 г. Главным из этих условий явилось личное освобождение 23 млн.

Такой взгляд был присущ, прежде всего, левому крылу интеллигенции. Но реформа — не революция.

Поэтому при оценке реформ следует говорить лишь о том, что реформы Александра II открыли дорогу постепенному, довольно медленному развитию России по капиталистическому пути. Задачей реформаторов середины XIX века было проведение существенных изменений, но так, чтобы они прошли безболезненно для общества, постепенно. В этом и плюс, и минус реформ. Не в пример либеральной, тем более революционно настроенной интеллигенции, правительство тщательно взвешивало каждый шаг будущих реформ.

Это было связано еще с одной, весьма важной, проблемой: готовности общества к реформам, то есть наличию сил, которые могли бы воплотить реформы в жизнь, и способности общества принять реформы. Факт, что крепостное право тормозило развитие экономики России и отрицательно сказывалось на всех сторонах ее жизни, был очевиден. Но очевидно было и то, что Россия являлась аграрной страной, хлеб и остальные продукты получала из помещичьих хозяйств. Освобождение крестьян могло привести к разорению помещиков и серьезной экономической катастрофе.

Крестьянская реформа в середине XIX века занимала центральное место среди реформ. Она открывала эпоху реформ и касалась наиболее сложной сферы социально-экономических отношений. Поземельное устройство и повинности крестьян, определялись в зависимости от конкретных условий, четырьмя «Местными положениями о поземельном устройстве крестьян». Местное Великороссийское положение распространялось на губернии и местности с общинным землевладением крестьян: 29 великороссийских губерний, 3 новороссийские Екатеринославскую, Таврическую и Херсонскую , 2 белорусские и часть Харьковской.

Два особых положения были изданы для северо-западных Виленская, Гродненская, Ковенская, Минская, Витебская и 4 литовских уезда и юго-западных Киевская, Подольская, Волынская губерний. Особенность этих губерний заключалась в том, что они являлись бывшими польскими владениями, отошедшими к России в результате трех разделов Польши. Положение 19 февраля 1861 года с последующими дополнениями и изменениями фактически оставались в силе вплоть до 1917 года. В начале XIX века основой крепостного хозяйства в России была феодальная собственность на землю.

Его признаки: монопольное право владения землей принадлежало лишь дворянству; непосредственные производители — крепостные крестьяне, находились в личной зависимости от помещика. Они были прикреплены к земле, чтобы гарантировать рабочие руки помещику. За крепостными крестьянами закреплялся определенный надел, который не являлся его собственностью и мог быть у него отнят помещиком. Крепостное хозяйство было натуральным, представляя собой замкнутый цикл.

Этой системе хозяйства соответствовало низкое состояние техники, низкий уровень производительных сил. Однако это не исключало наличия рыночных связей. В первой половине XIX века наблюдается значительный рост товарно-денежных отношений, которые в условиях начавшегося внедрения новой, капиталистической техники и частичного применения вольнонаемного труда характеризовали собой кризис феодально-крепостнической системы. Все большее вовлечение помещичьих хозяйств в орбиту рыночных отношений порождало помещичье предпринимательство, то есть попытки расширения и рационализации своего хозяйства при сохранении крепостного права.

Если в условиях натурального хозяйства помещик стремился обеспечить лишь возможность простого воспроизводства, то в период кризиса он был заинтересован в расширении своего хозяйства. Поэтому в первой половине XIX века наблюдается известный рост барщины и оброчных повинностей. Формы эксплуатации определялись местными хозяйственными условиями. В более развитых в промышленном отношении районах преобладал оброк в форме денежной ренты.

Оброчная система создавала больше возможности для расслоения крестьянства, что означало включение его в систему новых капиталистических отношений. Оброк преобладал в центральных промышленных нечерноземных губерниях, барщина — в непромышленных черноземных и нечерноземных губерниях. В Белоруссии, Литве и на Украине господствовала барщина. Усиление эксплуатации крепостного крестьянства находило свое выражение в увеличении помещичьей запашки за счет залежей и пустошей, а также за счет уменьшения крестьянского надела.

В некоторых случаях это приводило к полному обезземеливанию крестьян и переводу их на, так называемую, месячину. В этих случаях крестьяне полностью лишались средств производства и получали от помещика скудный ежемесячный паек. Перевод крепостных крестьян на месячину отнюдь не означал превращения их в своеобразных наемных рабочих, напротив, «месячники» фактически превращались в рабов. Рост помещичьей запашки приводил, естественно к увеличению количества барщинных дней, установлению определенной урочной системы.

Расширение помещичьей запашки за счет крестьянских наделов и увеличения барщинных дней ухудшали не только положение крестьянства, но и оказывали влияние на состояние принадлежащих им животных и инвентаря, необходимого для обработки своего надела и помещичьей земли. С ухудшением положения крестьянства ухудшалось и качество обработки земель помещиков. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке, увеличивая доход за счет крепостных крестьян. Стремление же части помещиков перейти к иным, более рациональным методам ведения хозяйства, не имели успеха.

Проведение агрикультурных мероприятий, переход к многополью, ведение новых сельскохозяйственных машин, посевы технических культур, улучшение породы скота — все это находилось в полном противоречии с малопроизводительным трудом крепостных крестьян. Наличие дарового крепостного труда не стимулировало внедрение машин. Помещики считали, что молотильная машина стоит денег, требует ремонта и содержания лошадей, а работа крестьян ничего не стоит. Все чаще стал возникать вопрос о преимуществах вольнонаемного труда.

По данным известного экономиста А. Забалоцкого-Десятовского барщина для помещиков была невыгодна. Он приводил такой пример: «Помещику Тульской губернии крепостной крестьянин стоил 144 рубля в год считая цену земли по существующей тогда арендной плате , а наем работника на год обходился 50 рублей плюс 35 — издержка на содержание рабочего скота, амортизацию инвентаря и т. Таким образом, труд вольнонаемного рабочего обходился в 85 рублей».

Несмотря на существование крепостного права, вольнонаемный труд в первой половине XIX века, хотя и медленно, постепенно распространялся, так как помещики, стремясь к повышению доходности, переходили к рациональным формам земледелия. Отдельные помещики разрешали потребность в вольнонаемном труде своеобразно: переводили своих крестьян с барщины на оброк, а затем их же нанимали как вольнонаемных рабочих. Или появляется новый вид барщины «брат за брата», когда одна часть семьи крепостного работала постоянно на себя, а другая на помещика. Таким образом, часть крепостных превращалась в постоянных рабочих.

Большое значение для развития новых капиталистических отношений в сельском хозяйстве имело торговое земледелие, которое проявлялось в специализации земледелия. В первой половине XIX века центрально-черноземные, а также южные губернии Екатеринославская, Херсонская, Таврическая специализировались на производстве зерновых культур, а северо-западные Псковская, часть Тверской, Смоленская на производстве льна, юго-западные — на производстве сахарной свеклы. Крестьянство России делилось на три основные группы: помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи крестьяне подразделялись на две группы: собственно крестьян, занимавшихся сельским хозяйством на земле, и дворовых, лишенных всяких средств производства, удовлетворявших личные потребности помещика.

Всего помещичьих крестьян числилось 10 694 445, из них дворовых — 1 467 378 душ. По формам эксплуатации помещичьи крестьяне подразделялись на барщинных крестьян и оброчных. Значительная часть крестьян несла смешанную повинность, отбывая барщину и неся оброк. Наоборот, в нечерноземных губерниях основной формой повинности являлся оброк.

В наиболее тяжелом положении находились барщинные крестьяне. Работа на барщине, требовавшая ежедневного общения с помещиком и его управляющими, влекла за собой мелочную регламентацию всей жизни крепостного, что приводило к насилию и произволу над личностью. Одновременно с ростом барской запашки нередко увеличивалось количество барщинных дней, которое составляло 3-4 дня в неделю, иногда больше. Помимо этого помещики вводили урочную систему, по которой для крестьян устанавливались порой невыполнимые нормы, и крепостные вынуждены были работать больше положенного времени.

Во время сенокоса, сева или уборки урожая барщина увеличивалась до шести дней в неделю. Особенно тяжело жилось крестьянам, выполнявшим барщину на вотчинных мануфактурах. Нередко переводили таких крестьян на месячину, заставляя непрерывно работать на мануфактуре. Оброчные крестьяне были в несколько лучшем положении, чем барщинные, они в меньшей степени испытывали гнет помещиков.

На протяжении первой половины XIX века размеры оброка непрерывно увеличивались. Так средний душевой оброк в конце XVIII века составлял 5 рублей, а в середине XIX века от 12 рублей 5 копеек до 27 рублей 56 копеек, но вместе с этим возрастала и доходность оброчного хозяйства. Таким образом, в начале XIX века происходило расслоение крестьянства. Правовое положение крепостного крестьянства приравнивалось к положению рабов.

Помещикам предоставлялось право продажи и покупки крепостных крестьян , как с землей, так и без земли, при чем в этих случаях разлучались семьи. Крестьян продавали как вещь, на ярмарках и базарах, продавали их за долги помещиков при описи их имущества. Крестьяне не обладали правом собственности как недвижимого, так и движимого имущества. Недвижимую собственность крестьяне могли приобретать только на имя помещика.

Право суда принадлежало также помещикам, которые могли применять к ним такие наказания, как: сечение розгами до 40 ударов, палками до 15 ударов, арест до двух месяцев, заключение в смирительном и работном доме до трех месяцев, заключение в исправительной арестантской роте до шести месяцев». По закону 1822 года помещикам дано было право ссылки крепостных в Сибирь. Крестьяне были лишены права жаловаться не своего владельца. По уложению о наказаниях 1845 года за подачу жалобы полагалось 50 ударов розог.

Правительство, оберегая права дворянства, рассматривало возмущение крестьян против помещиков как восстание против государственной власти. Все это обуславливало разнузданный произвол помещиков и приводило к самым утонченным издевательствам и истязаниям. Таким образом, на протяжении первой половины XIX века в условиях кризиса крепостнической системы наблюдается ухудшение положения помещичьих крестьян, что являлось следствием усиления эксплуатации и частичного обезземеливания их. Вместе с тем ухудшалось и правовое положение крестьян.

Именно в XIX веке усиливается помещичий произвол. Кризис феодально-крепостнической системы обусловил появление революционной и либеральной идеологии. Представителями революционного движения были дворяне-декабристы, разночинцы В. Белинский, А.

Герцен и Огарев, Н. Чернышевский, Н. Представители либеральной идеологии были противниками крепостного права, однако боязнь революционных потрясений заставляла их действовать нерешительно. Носителями либеральной идеологии выступали преимущественно представители той части дворянства, которая всем ходом экономического развития оказывалась вовлеченной в орбиту капиталистических отношений.

К либералам принадлежали западники: Т. Грановский, Н. Тургенев, К. Славянофилы: братья К.

Аксаковы, братья И. Киреевские, Н. Хомяков, А. Кошелев и др.

По мере обострения кризиса либералы в страхе перед революцией все больше сближались с правительством, образуя единый лагерь по подготовке реформ. Во второй половине четверти века крестьянский вопрос являлся предметом неоднократных обсуждений, в создавшихся специально для этого секретных комитетах. В марте 1935 года был образован Секретный комитет, который разработал план постепенного уничтожения крепостного права, заключавшийся в установлении для крестьян верного и со всей осторожностью размеренного перехода от одной ступени к следующей. И этот, и другие секретные комитеты 1846, 1847 и 1848 годов; обсуждавшие отдельные частные вопросы крепостного права, не внесли каких-либо существенных изменений.

К середине XIX века кризис крепостнической системы достиг такого предела, при котором развитие страны, на базе господствующих отношений становилось невозможным.

В 1803 году он издал Указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому крепостные могли получать свободу семьями или целыми поселениями, если их барин был согласен. За это они должны были заплатить деньги или отработать повинности. Однако все эти меры не решали вопрос о крепостном праве. При этом по всей территории России крепостные были распределены весьма неравномерно. В некоторых регионах, например, в Забайкалье, в Якутской, Семипалатинской, Приморской областях их не было ни одного человека. Николай I создавал множество комиссий, которые должны были готовить отчеты о положении с крепостным правом. Однако помещики чрезвычайно противились проведению реформ, поэтому ни одного закона в тот период не было принято. Принятие Манифеста Усилившееся противостояние крестьян вынудило правительство Александра II ускорить темпы решения данного вопроса. Особенно много бунтов было зафиксировано после Крымской войны.

Крестьяне призывались в ополчение. Они совершали десятки подвигов во имя России и надеялись на получение вольных за это, но ошиблись. Никто ничего им не дал. Александр II подошел к этому весьма осторожно. В итоге была разработана реформа. Манифест зачитали во всех церквях 21 марта в Прощеное воскресенье. В Михайловском манеже император сделал это сам. Положения реформы Многие считают этот документ половинчатым, так как он сделал крестьян вольными, сохранив их зависимость от господ. Основные положения реформы: Крестьяне должны называться не крепостными, а вольнонаемными или свободными обывателями. Им в собственность переходили их дома и все движимое имущество скот, птица, телеги, если они имелись в хозяйстве.

Крестьяне получали право выборного самоуправления могли создавать сельские общины. Все земли оставались во владении помещиков. Они должны были выделить в пользование людей лишь небольшой участок придомовой территории и полевой надел. Его размеры устанавливались законом и в каждой губернии значительно отличались. За пользование наделом крестьяне отрабатывали барщину 30 дней в году для женщин и 40 для мужчин. Можно было заплатить деньгами или продуктами.

История Росcии. 19 век. 8 класс

Освобождение крестьян (Чтение Манифеста). Перед оглашением Манифеста войска в стране были приведены в повышенную готовность. Крестьяне, разобравшись в том, какую «свободу» они получили на самом деле, начали поднимать восстания. С другой стороны, крестьяне продолжали нести рекрутскую повинность, платить подушную подать, их могли подвергнуть телесным наказаниям. Они не имели свободы передвижения, так как не имели права уйти из крестьянской общины. 163 сего Положения.

Крестьянская реформа 1861 года, ее подготовка, причины, права крестьян и последствия (Таблица)

22:02. Лекторий Dостоевский. Реформа 1861 года привела к катастрофическому обезземеливанию русских крестьян. При предоставлении им земли закон исходил из того, что площади отводимых наделов должны быть такими, какими крестьяне пользовались дореформы. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и Положений (т. е. 19 февраля 1861 г.). В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности (барщину и оброк).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий