2 концерт рахманинова история

Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943 гг, 69 лет) – русский композитор, дирижер, пианист, представитель направлений символизм и неоромантизм в музыке. Второй фортепианный концерт — один из главных хитов Рахманинова, идеально отражающий его стиль. В этой части слушаем его и другие концерты. РАХМАНИНОВ. 2-й фортепианный концерт. Adagio sostenuto. Медленная часть этого концерта развита с широтой, необычной для такого звена концертного цикла.

Второй концерт Рахманинова как национальная идея: критика, полемика, интервью

Познакомьтесь с историей создания Концерта для фортепиано с оркестром № 2 до минор Сергея Рахманинова – одного из самых значительных произведений композитора. Второй концерт для фортепиано с оркестром (до минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Ильича Зилоти (двоюродный брат Сергея Рахманинова). Концерт для фортепиано с оркестром №2 до минор, op. 18 был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А. И. Зилоти. История создания. Вторая часть — Adagio sostenuto — это настоящий жемчужный момент второго концерта. Эта мелодия, наполненная скорбью и тревогой, передает слушателям глубокие чувства Рахманинова.

История создания 2-го концерта Рахманинова

Анализ структуры и основные музыкальные темы Структура второго концерта Рахманинова соответствует классической трёхчастной форме. Он состоит из трёх частей: аллегро, анданте и аллегро молто. В каждой части выделяются отдельные музыкальные темы, которые развиваются и повторяются на протяжении всего произведения. Основной музыкальный материал концерта представлен в его темах. Особенно запоминающейся и эмоционально насыщенной является открывающая тема первой части. Эта тема звучит в начале концерта, а затем неоднократно повторяется и перерабатывается.

Вторая часть, анданте, отличается более медитативным и лирическим характером. Здесь звучат более нежные и плавные темы, которые создают атмосферу романтического настроения. Третья часть, аллегро молто, отличается высокой энергетикой и виртуозностью. Здесь представлены более технически сложные и грозные музыкальные темы, которые требуют от исполнителя высокой технической мастерности и силы. Весь концерт соединен различными музыкальными переходами и развитиями тем, что обеспечивает единое музыкальное целое и динамическое развитие произведения.

Второй концерт Рахманинова является ярким примером романтического стиля и большой мастерности композитора. Его структура и музыкальные темы делают эту работу по-настоящему великолепным произведением и одной из вершин фортепианного репертуара. Оцените статью.

Отзвучали протяжные аккорды, и медленно закружилась, выписывая красивые узоры, фигурация. В этом ровном, безмятежном движении есть свои легкие, но художественно важные противоречия. Такт дробится по триолям, но сходные мелодические фигуры состоят из четырех восходящих звуков. В более крупном плане —смены гармоний идут со слабой доли , они амфибрахичпы, образуют метрические волны, между тем Рахманинов ставит лиги по тактам — хореически.

Этот двойной «разнобой» малого и большего масштаба в темпе Adagio при полной ритмической ровности отнюдь не служит заостре- 1 См. Наоборот, создается необыкновенная, как бы «журчащая» плавность, ибо членение бесцезурно; кроме того, перекрестность приводит к тому, что прямолинейные фигурки «по четыре» растворяются в триольности и мелодическая линия воспринимается мягче — как волнистая. Фигурацию исполняет без участия оркестра солист. Его первое «выступление» в лирической части концерта не может сводиться к «аккомпанементу» будущей мелодии, не может быть чуждо мелодизму. И действительно, фигурация мелодична— в ней проскальзывают интонации вздоха см. Потому и сможет эта фигурация стать столь самостоятельной в средней части Adagio см. Но есть и еще одна причина, придающая фигурации большую выразительность: она представляет мелодическое раскрытие гармонии: потенции выразительности, заложенные в богатой гармонии вступления, воспринимаются более осязательно, более выпукло благодаря тому, что фигурация переводит гармонию «из вертикали в горизонталь», в мелодический план 1. В первых двух построениях порознь выступали оба участника концертного диалога, а в третьем построении они действуют совместно.

Фигурация солиста стала фоном для мелодии флейты во вступительной части темы Adagio2. В свою очередь, внутри этой мелодии 1-й такт является «вводящим», тогда как основная нисходяще-секвентная линия начинается со 2-го такта. Интонация секвентного звена показывает нам в четырехкратном увеличении и на той же высоте одну из маленьких фигурационных интонаций еще одно подтверждение мелодизма фигурации! Их вступительная функция доказывается отсутствием аналогичной музыки перед вторым предложением темы т. Чрезвычайно интересна гармония второго и третьего построений. Два корня переплетаются в этой гармонии. Один из них — лирические секвенции Чайковского, например темы рассказа Франчески, побочной партии и заключения к ней в 6-й симфонии: Другой корень — ориентальные гармонии русских классиков с типичным для восточной музыки медленным нисходящим секвенцированием, нередко — при «парящем» движении 1 Дополнительное усиление экспрессии достигается неполными разрешениями не разрешаются eis и dis. Представим себе две мелодии Бородина в приблизительном сочетании с фигурацией Рахманинова: Такое сочетание средств лирической музыки в духе Чайковского и русского ориентализма не случайно; оно проявляется у Рахманинова нередко, сообщая оттенок поэтического томления спокойной лирике и внося жар страстей в его лирику взволнованную; отзвуки же Востока приобретают особую возвышенность и обобщающую силу.

Эти же два звена вступительной части обладают еще одним своеобразным свойством: вводя в основную музыку Adagio, они вместе с тем звучат и как возможное заключение. Их пригодность для конца объясняется тем, что почти все средства, примененные здесь, обычны для завершающих построений, входят в «комплекс заключительности»: тонический органный пункт, отклонение в S, нисходящее секвенцирование и связанный с ним нисходящий хроматизм он даже выделен четвертными нотами. Сочетание этих средств особенно присуще заключениям успокаивающего характера. И действительно, эту же музыку слышим мы в конце первой части Adagio, ей же будет родственно начало коды. Двойное значение — начальное и завершающее — бывает присуще некоторым музыкальным явлениям и представляет общую закономерность, сформулированную Б. Асафьевым «начальный толчок», по его словам, может становиться «кадансом» и свидетельствующую о большой гибкости, о диалектическом единстве музыкальных средств. В основе этой закономерности лежит то общее, что есть в крайних, противоположных моментах произведения, — потребность отграничения во времени как для ввода в действие, так и для завершения действия; отсюда вытекает особая определенность, структурная устойчивость выразительных средств, оттеняющих начало и конец. Возможность же естественно применить этот общий признак в нашем Adagio вытекает из того, что крайние его части проникнуты чувством глубокого спокойствия.

Подводя итоги анализу вступления, отметим постепенное нарастание мелодизма в нем — от аккордового склада чрез мелодизированную фигурацию без кантилены к появлению обособленного и темброво подчеркнутого поющего голоса 1. Уже была речь о фактурно-диалогическом нарастании оркестр, солист, оба вместе. Но есть еще одно значение трехстадийности: сужение «радиуса действия» с каждой следующей стадией. Первая стадия есть вступление ко всему Adagio в целом; вторая стадия — вступление к первой части Adagio взглянем на репризу Adagio с таким же вступлением , третья стадия — вступление к теме. Но чем теснее становится сфера действия, тем большую определенность приобретает ока, а с этим связано и фактурное развитие, и переход от общего гармония к конкретному мелодия. Подобная развитость вступления придает музыке особую многозначительность: слушатель, проходя от одного этапа к другому, с возрастающим напряжением ждет — что же появится после столь углубленной, широко задуманной подготовки? Мелодия кларнета не поражает размахом, напротив, ее внешние проявления чрезвычайно скромны. Первое предложение 6 тактов может показаться лишь самым первоначальным этапом развития, где 1 Переход «от гармонии к мелодии» позволяет вспомнить о начале Andante из 5-й симфонии Чайковского.

Так, в циклическом произведении заключение репризы может смениться кодой финала, а затем — и кодой всего цикла см. Однако продолжение приводит к иному выводу: то немногое, что мы услышали, и есть самая суть мелодии. Тема Adagio — прекрасный образец рахманиновской мелодии, опирающейся на один звук. В самом деле — из 28 восьмых первого трехтакта в 22 звучит gis2 — тоническая терция; при этом она занимает все основные доли тактов, как сильные, относительно сильные, так и слабые 1. Степень централизации, сосредоточенности мелодии здесь гораздо большая, чем в опеваниях, характерных для мелодики композитора, близкого Рахманинову,— Чайковского.

Украшением имения являлся старый парк с разросшимися деревьями.

В нем было несколько аллей: вязовая, кленовая, тополевая. Кусты сирени росли вокруг дома, между деревьями. Старый и молодой сад славились обилием груш, слив, черешен, яблонь. Вблизи пруда, в окружении роз располагалась чайная беседка. Сюда впервые приехал юный Сергей Рахманинов весной 1890 года. Жизнь в Ивановке оставила глубокий след в душе Сергея.

Здесь он чувствовал себя свободно и непринужденно. Часы отдыха Сергей чаще проводил с сестрами Скалон. Прогулки по тенистому парку, сбор фруктов, катание на лодках, вылазки на лошадях к соседям — помещикам, разговоры в лунные вечера на охапках ароматного сена о земной жизни и вселенной, слушание песен, доносившихся из деревни, споры об искусстве… Еще прекраснее казался окружающий мир, радостнее шла подготовка к выпускному экзамену по фортепиано в консерватории, настойчивее просились на музыку ивановские впечатления. Эти эмоции выражает мелодия, первые четыре такта которой имеют сходство с началом второй темы из первой части. Она взлетает наверх не так легко и стремительно. После активного восходящего хода с последующим повышением на полутон второго звука в мелодии происходит нисходящее развитие.

Затем она словно застывает на одном уровне. Многократное возвращение к третьей ступени лаза создает впечатление плавного парения. Дети: Песенность. Учитель: В мажоре или миноре она звучит? Дети: В мажоре. Учитель: В каком темпе происходит высказывание музыкальной мысли?

Дети: В медленном темпе. Учитель: Какие инструменты исполняют мелодию? Дети: Деревянные духовые Учитель: Да, сначала тему излагает флейта, позже кларнет на фоне фигураций фортепиано. Затем роли меняются и тема звучит у фортепиано на фоне фигураций кларнета. Красивые смены гармоний в оркестре создают ощущение полноты лирического переживания. Из письма С.

Рахманинова: «Что такое музыка? Это тихая лунная ночь; Это отдаленный вечерний звон; Это то, что родится от сердца и идет к сердцу; Это любовь! Сестра музыки это поэзия, а мать её — грусть! Отныне его жизнь теснее связывается с Ивановкой.

Только в небольшом кратком построении коды движение вновь оживляется, и вся часть завершается тремя энергичными словно обрубленными аккордами.

Медленную среднюю часть концерта В. Цуккерман справедливо назвал «жемчужиной русской лирики». Это пленяющее красотой и поэтичностью музыки Adagio при довольно большой своей протяженности целиком основано на одной теме. Излагаемая солирующим кларнетом на фоне ровно струящихся фигураций у фортепиано При повторном изложении роли меняются и мелодический голос звучит у фортепиано в октаву. Но за кажущейся внешней неподвижностью ощущается трепетная внутренняя жизнь.

Безмятежный созерцательный покой нарушается отклонением в параллельный минор во втором трехтакте и особенно подчеркнуто экспрессивным взлетом мелодии на малую септиму перед заключением. В среднем разделе этой части тема подвергается интенсивной разработке с непрерывным нарастанием темпа и силы звучания, приводящим к яркой кульминации на доминанте фа-диез минора, после него довольно развернутое построение типа каденции с «рассыпающимися» пассажами фортепиано подготавливает вступление репризы, изложенной сокращенно с однократным проведением темы. В финале концерта контраст мужественно волевого, действенного начала и мягкого лиризма обостряется при явном преобладании первого. Четко и энергично ритмованная тема главной партии сохраняет связь с некоторыми тематическими элементами первой части Такова, в частности, секундовая «раскачка» мелодического голоса. В лирически напевной теме побочной партии также есть обороты, сходные с аналогичной по своему месту темой первой части, но черты маршевой ритмики придают ей более подвижный и активный характер.

В заключительном построении коды эта тема звучит победоносно-ликующе в сочных унисонах струнных, сопровождаемых мощными полнозвучными аккордами фортепиано. Этот прием превращения лирического образа в героический, встречающийся у Танеева в до-минорной симфонии, а затем неоднократно у Скрябина, использован Рахманиновым для светлого утверждающего завершения своего удивительного по вдохновенному пафосу музыки и стройной законченности, соразмерности всех элементов произведения. Среди сочинений, находящихся в непосредственной близости ко Второму концерту, наиболее крупным является Вторая сюита для двух фортепиано. Создававшаяся в одно время с концертом 1900—1901 , она в отдельных своих моментах перекликается с ним по характеру музыки, хотя задача, стоявшая в данном случае перед композитором, была иная. В соответствии с традицией сюита представляет собой последовательный, тонально замкнутый ряд пьес жанрово-характеристического типа: Интродукция в характере торжественного шествия, Вальс, Романс и Тарантелла.

Но жанровая основа очень сильно переосмыслена в этих пьесах, сохраняющих только отдаленную связь со своими бытовыми прообразами. Легкий воздушный вальс с его стремительно кружащимся движением содержит что-то от фантастического скерцо, а мелькающая то тут, то там «рахманиновская гармония» придает музыке томно-меланхолический оттенок. Светлая лирика Романса близка по настроению некоторым образцам камерного вокального творчества Рахманинова той же поры. Его ровно, поступенно восходящая тема, завершаемая плавным опеванием терцового звука лада, напоминает фразу из романса «Сирень». Как и Adagio Второго концерта, эта часть построена на одной теме.

Многократное повторение ее заключительной фразы в среднем разделе звучит как нежно-страстный призыв. Последняя часть сюиты, Тарантелла, замечательна своим динамическим напором и энергией ритма, в котором Оссовскому слышалось даже нечто демоническое. Использовав итальянскую народную тему, Рахманинов как бы мелодически «оголяет» ее, оставляя только ритмически опорные точки, что придает ей особенно жестко акцентированный характер. Лишь эпизодически в ходе развития мелькает ее полный мелодический рисунок. Путем вариантного преобразования той же мелодии возникает вторая тема Тарантеллы, написанной в сонатной форме с сокращенной репризой.

По изложению эта новая тема напоминает кавказские плясовые наигрыши, разрабатываемые в «Исламее» Балакирева. Появляющийся уже перед репризой дуольный вариант основной темы перекликается с темой Интродукции, что способствует закругленности всего цикла. По кругу музыкальных образов и настроений соприкасается со Вторым концертом и цикл Десять прелюдий ор. Одна из поэтичнейших пьес этого цикла, прелюдия ми-бемоль мажор, рождает прямые ассоциации со сферой побочной партии из первой части концерта. Излюбленный многими композиторами в конце XIX и начале XX века жанр прелюдии получает особую трактовку в творчестве Рахманинова.

В отличие от лаконичных скрябинских прелюдий, фиксирующих один краткий миг душевного переживания, он передает выражаемое чувство в динамике и развитии, а в отдельных случаях сопоставляет контрастные образы. Поэтому его прелюдии сравнительно развернуты по масштабу, музыка их часто вызывает живые образные ассоциации, хотя композитор не дает заголовков, направляющих восприятие слушателя как это делает, например, Дебюсси в своих фортепианных прелюдиях. В основном это картины настроений, навеянных теми или иными внешними или внутренними стимулами. Отдельные пьесы цикла разнообразны как по выразительному строю музыки, охватывающему широкий диапазон душевных состояний от тихого созерцательного лиризма до бурных драматических порывов и взлетов мужественного героизма, так и в смысле приемов фортепианного изложения. Тонкостью и изяществом письма выделяется уже упомянутая прелюдия ми-бемоль мажор с певучей фигурацией, окружающей основную мелодию подобно вьющемуся растению.

Порой в этом сопровождающем голосе возникают краткие отрезки, имитирующие отдельные мелодические обороты темы, что еще больше подчеркивает неразрывное единство обоих элементов фактуры. Такая же спокойная лирическая прелюдия ре мажор прежде всего привлекает своим полнокровным сочным мелодизмом. Мелодически протяженная тема, излагаемая в насыщенном среднем регистре на фоне широких гармонических фигураций, при повторном проведении сопровождается плавным подголоском, который рождается из ее исходной секундной интонации. Форму прелюдии в целом можно определить как сочетание двухчастности с вариационно-строфическим принципом: после интенсивного нарастания в первом построении второй части, приводящего к непродолжительной, но яркой кульминации, снова проходит тема в более светлом регистре с падающими словно капли высокими призвуками, в последовании которых нетрудно уловить слегка измененные ее очертания. Таким образом, и здесь все фактурные элементы тесно связаны между собой, подчиняясь главенству мелодического начала.

Медлительно развертывающуюся тему первой, фа-диез-минорной, прелюдии можно отнести к типу «равнинных» по определению Асафьева рахманиновских мелодий, вызывающих представление об унылой бескрайности российских степных пространств. Непрерывный ряд «стонущих» малосекундовых интонаций, который возникает в сопровождающей фигурации, усиливает чувство глубокой тоскливой меланхолии. Другой тип пьес представлен быстрыми подвижными прелюдиями, основанными на непрерывном моторном движении. Такова патетическая до-минорная прелюдия с ее волнообразно набегающими пассажами и непрерывно чередующимися динамическими взлетами и спадами. К тому же типу принадлежит прелюдия ми-бемоль минор, в хроматическом движении которой двойными нотами слышатся отзвуки каких-то грозно завывающих вихрей.

При этом звучность приглушена, лишь на короткие моменты достигая относительной силы, преобладают же нюансы р и pp. Создается впечатление изредка вырывающейся наружу скрытой душевной бури. Одна из самых популярных, прелюдия соль минор выделяется среди остальных контрастностью строения: строго ритмованному маршевому движению ее крайних разделов с оттенком мефистофельского сарказма «крадущиеся» шаги басового голоса противопоставлена робкая затаенная жалоба средней певуче-лирической части. Так же особняком стоят в цикле бравурная рыцарственно мужественная прелюдия си-бемоль мажор и сумрачная по колориту ре-минорная в темпе менуэта. В известной приглушенности звуковых красок и тяжелом размеренном ритме последней чувствуется что-то фатальное, мрачно нависшее, мало напоминая чопорный манерный танец «галантного века».

В ее полифонизированной музыкальной ткани и органных пунктах пространной коды скорее можно усмотреть черты барочной пьесы типа сарабанды. Данью преклонения Рахманинова перед гением Шопена стали Вариации на тему его до-минорного прелюда 1902—1903. Однако произведение это получилось неровным и несколько перегруженным в пианистическом отношении. Ряд свободных преобразований темы, принимающих иногда характер самостоятельных небольших жанрово-характеристических пьес, не всегда достаточно прочно связан между собой и в то же время страдает известным однообразием. Не во всем убедителен модуляционный план например, уход в далекую тональность ля мажор в бравурной 19-й вариации , малоудачным представляется и завершение всего цикла торжественным, но лишенным подлинного блеска полонезом.

Все это явилось причиной малой популярности этих рахманиновских вариаций, несмотря на ряд отдельных интересных моментов. Не уступая этому своему предшественнику по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли. Асафьев считал, что начиная именно с Третьего концерта происходит окончательное формирование «титанического стиля рахманиновской фортепианности» и черты «наивно романтической фактуры», свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолеваются им. Более широкое дыхание приобретает симфоническое развитие, прочнее становятся связи между отдельными частями формы, огромной мощи звучания достигает монументальная фортепианная фактура наряду с почти моцартовской простотой, легкостью и прозрачностью некоторых эпизодов. Концерт начинается сразу, после двух вступительных тактов оркестра, с проведения широко распевной темы главной партии солистом в октавном изложении.

По своей обобщающей силе и глубине выражения она не уступает первой теме Второго концерта, но, в отличие от нее, звучит тихо и скромно, со сдержанным затаенным чувством задумчивой печали. Мелодия попевочной структуры развертывается в ограниченном диапазоне с постоянным возвращением к основному устою. Много раз отмечалась близость ее к строению древнерусских церковных напевов, приводились даже конкретные примеры подобной близости. Впрочем, эта аналогия может относиться только к первому построению темы, во втором построении она хроматизируется и подвергается секвентному развитию, что придает ей более экспрессивно заостренную субъективно-лирическую окраску. Существенную роль играет также четкий активный ритм оркестрового сопровождения, который приобретает далее значение одного из постоянных объединяющих элементов в пределах всего цикла.

Та же ритмическая фигура слышится и в начальных фразах более лирически взволнованной побочной партии, что подчеркивается предшествующим собственно самой теме ее оркестровым вариантом. В своем развитии тема достигает яркой выразительной кульминации Мазель приводит начало второго, развивающего построения этой темы как пример соединения свободной вариантности с секвентностью в мелодике Рахманинова. Вторая, более высокая и продолжительная кульминация, достигаемая путем постепенного развития и вычленения отдельных мотивов темы главной партии, становится центром разработки Allegro, ff, molto marcato и завершается стремительно низвергающимся пассажем martellato, после чего наступает полоса длительного спада напряжения со скорбными малосекундовыми интонациями, настойчиво повторяющимися то в партии солиста, то у оркестра. Третья большая волна нарастания приходится на обширную каденцию, связывающую последний раздел разработки с началом репризы. Все признаки последней появление темы главной партии, хотя и в значительно измененном, варьированном виде, утверждение основной тональности ре минор ясно обозначаются в эпизоде scherzando.

Развитие темы приводит к новой грандиозной кульминации, которая превосходит по силе обе предыдущие. Все дальнейшее краткое напоминание побочной партии и полное заключительное проведение темы главной партии в ее первоначальном экспозиционном изложении служит заключением и «округляет» форму, придавая ей замкнутый, завершенный характер. Троекратное проведение основной темы в экспозиции, в начале разработки и в заключении и три кульминационные фазы, расположенные в порядке нарастающей силы и напряженности, являются узловыми моментами формы, сообщающими ей необычайную внутреннюю цельность и целеустремленность развития. Своеобразна по своему строению и вторая часть концерта Интермеццо, написанная в виде свободных вариаций на простую песенную тему, излагаемую в оркестре. При этом тональности первоначального ее изложения и вариаций, исполняемых солистом, различны ля мажор и ре-бемоль мажор с рядом последующих модуляций.

Репертуар и особенности 2-го концерта Рахманинова

Второй концерт Рахманинова: история его первого исполнения Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова по праву входит в мировую сокровищницу музыки как один из лучших русских концертов для фортепиано.
С. Рахманинов – Концерт № 2 до минор одно из самых известных и популярных произведений русского композитора Сергея Рахманинова. Это невероятное музыкальное произведение, которое завораживает своей красотой и глубиной. История создания произведения Концерт.
Четыре концерта и «Рапсодия»: самые известные работы Рахманинова Таким образом, Второй концерт Рахманинова является важной вехой в истории музыкального исполнительства и позволяет насладиться его музыкальным талантом и исполнительской мастерством. Место и время премьеры произведения.
Чему посвящен 2-й концерт Рахманинова История второго фортепианного концерта С. Рахманинова. Слушая музыкальное произведение, мало кто задумывается об истории его появления на свет. Мы наслаждаемся звуками и инстинктивно тянемся к тому, что нам созвучно, созвучно внутреннему камертону.
Чему посвящен 2 концерт Рахманинова: особенности, история, анализ произведения Khatia Buniatishvili Второй концерт для фортепиано с оркестром c-moll, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Зилоти.

Второй концерт Рахманинова как национальная идея

Именно они подарили ему понимание гармонии, эмоций и техники игры на фортепиано, что стало основой для его будущего творчества. Влияние романтической музыки стало очевидным в его ранних работах, где прослеживаются активное использование причудливых аккордов, сложных пассажей и богатой оркестровки. Однако, несмотря на влияние других композиторов, Рахманинов всегда сохранял свою индивидуальность и оригинальность. Его музыка была эмоциональной, глубокой и мелодичной. Он не боялся пробовать новые выразительные средства и создавать собственный язык музыки. Влияние его ранних работ на второй концерт стало неотъемлемой частью его творчества. Он использовал свои ранние композиторские приемы и технику игры на фортепиано, чтобы создать образное и интенсивное произведение, которое воплощает все самое лучшее из его ранних достижений.

Второй раздел — страстный пафос, звучит взволновано. Ускорение темпа приводит к двум сольным каденциям солиста. Единство и выдержанность эмоционального колорита подчеркивается остинатностью непрерывно текучего ритмического фона. Две волны кульминации в среднем разделе части ускоряют общее движение, оживляют ритмические фигуры. Бурный поток пассажей — каденция плавно «вливается» в репризу. Финал — Allegro scherzando — тематически перекликается с Первой частью. Форма сонатное аллегро.

Энергия, стремительное движение. Интонационная связь с 1 частью. В теме главной партии соединяются черты марша и скерцо шутки. Побочная тема — по аналогии с Первой частью — лирическая, но более сжатая, излагается сначала у оркестра, позже у фортепиано. Главный идейный вывод приходится на коду, которая приобретает значение обобщающего, синтезирующего эпилога ко всему произведению. Рахманинов здесь использовал прием превращения лирического образа в гимн: мощное, торжествующее проведение темы побочной партии воспринимается как воспевание красоты и величия человека. Кода звучит как величавый гимн, воспевающий радость жизни.

В основе коды — преображенная П.

Думаю, что в жизни каждого композитора музыка должна выполнять именно эту функцию. Любая другая сделала бы её чем-то второстепенным», - писал Рахманинов в статье «Музыка должна идти от сердца». Что же касается стиля и самого музыкального языка — то снова хочется процитировать Рахманинова, и его слова скажут сами за себя: «... В результате накопленного опыта художник приходит к пониманию того, что гораздо труднее быть простым, чем сложным». Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. Продолжительность произведения — 35 минут. История создания Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье.

В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе. Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Строение Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части вторая и третья исполняются без перерыва : Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая.

Концерт открывается очень ярко — тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата.

Их упорство и стремление к совершенству позволили им создать исполнение, которое принесло второму концерту Рахманинова успех и признание. Творческие искания и поиск эмоциональной выразительности Второй концерт Рахманинова был представлен публике впервые в 1901 году в Москве. Это событие стало значимым не только для самого композитора, но и для всей музыкальной общественности. Произведение сразу вызвало огромный успех и признание.

Мощная и глубокоэмоциональная музыкальная речь Второго концерта Рахманинова покоряет слушателей своим разнообразием настроений и каждодневными чувствами. От печали и меланхолии до ярости и большой радости — композитор призывает слушателей в постоянный поток эмоций, перенося их в свой мир. Второй концерт стал знаковым произведением для пианистической литературы, требующим от исполнителя максимальной технической виртуозности и глубокого понимания музыкального содержания. Это вызывает большой интерес у пианистов, которые стремятся понять и исполнить эту музыку с максимальной эмоциональной глубиной и выразительностью. Таким образом, Второй концерт Рахманинова является важной вехой в истории музыкального исполнительства и позволяет насладиться его музыкальным талантом и исполнительской мастерством.

Место и время премьеры произведения Второй концерт Рахманинова впервые зазвучал на сцене в Москве. Премьера произошла 10 ноября 1901 года, на концерте Московского филармонического общества, который состоялся в зале Большого театра имени Н. Композитор сам исполнил партию солиста на фортепиано, а руководство оркестром было доверено основателю Московского филармонического общества Александру Зилоти. Эта премьера являлась значимым событием для Рахманинова, так как после неудачи предыдущего концерта, он испытывал сомнения в своих способностях и боялся, что произведение не будет понято или оценено публикой. Однако, его опасения оказались напрасными — Второй концерт был великолепно принят и получил бурные овации.

Партию фортепиано композитор исполнял настолько мощно и эмоционально, что слушатели были поражены его виртуозностью и талантом.

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"

Дети: Праздничность, активность. Учитель: Как звучала лирическая тема в завершении финала? Дети: Торжественно, ликующе, величественно, восторженно. Учитель: Какими бы словами выразил композитор главную мысль финала? Дети: «Я люблю Россию». Ученица читает стихотворение Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое… Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле — по селам и столицам! Я сильный был, но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться. Привет, Россия — родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле. За все хоромы я не отдаю Свой низкий дом с крапивой под оконцем… Как миротворно в горницу мою По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной, Дышал в оконце счастьем и покоем, И достославной веял стариной. И ликовал под ливнями и зноем!... Учитель: А мы свою любовь к Родине может выразить в песне. Дети исполняют песню С. Туликова на слова О. Москва 1973 год 2. Москва 1983 год 3. Воронеж 2003 год 4. Выпуск четвертый. Ленинград 1985 год Заказать написание учебной работы.

Второй концерт Рахманинова остается великим произведением музыкальной классики и неизменно вызывает восторг и восхищение у слушателей всех поколений. История создания «Второго концерта Рахманинова»: великое произведение музыкальной классики Второй концерт Сергея Рахманинова считается одним из самых известных и влиятельных произведений музыкальной классики. Он был создан в 1900 году и получил высокую оценку как у музыкантов, так и у слушателей. История создания этого концерта началась в 1896 году, когда Рахманинов, уже известный композитор и пианист, начал работу над новым произведением. Однако, во время создания Второго концерта, Рахманинов столкнулся с серьезными творческими и личными трудностями, которые затянули процесс написания музыки. Сначала, композитор столкнулся с творческим кризисом, не удовлетворяясь результатами своей работы. Он переписывал и переделывал ноты множество раз, пока не нашел нужное звучание и характер произведения.

Это было время, когда музыкальная критика была очень требовательна, и Рахманинов старался создать нечто по-настоящему исключительное.

Она воплощает бесконечно длящееся состояние покоя, полного растворения в природе, «…подслушанное чуткой душой музыканта» Б. Метрическая структура второй части совершенно уникальна; она характеризуется разными размерами одновременно у солиста и оркестра; в восприятии слушателя музыка постоянно колеблется между трёх- и четырёхчетвертным тактом, создавая фантастическое ощущение зыбкости и даже некоторой нереальности основной темы. Allegro scherzando — «Праздник жизни». Главная партия зарождается из слияния звонов, стремительно летящих скерцозных мотивов, плясовых и маршевых ритмов.

Из письма С. Рахманинова: «Что такое музыка? Это тихая лунная ночь; Это отдаленный вечерний звон; Это то, что родится от сердца и идет к сердцу; Это любовь! Сестра музыки это поэзия, а мать её — грусть! Отныне его жизнь теснее связывается с Ивановкой. Теперь он почти каждое лето приезжает сюда. С годами привязанность композитора к Ивановке становится сильнее. Из воспоминаний Софьи Александровны Сатиной: «Рахманинов, который раннее детство провел в совершенно другой обстановке, среди красот русского севера, сначала несколько тяготился кажущимся однообразием степей и полей. Но мало — помалу он полюбил безграничный просмотр и ширь полей, их чистый, несравнимый аромат и приволье. Он понемногу заинтересовался, а потом даже сильно увлекся сельским хозяйством. Унаследовав от отца любовь к лошадям, он великолепно ездил верхом и любил объезжать молодых лошадей. Все свободное время от занятий часы он проводил в поле среди крестьян, наблюдал за ходом работ. Стремясь улучшить хозяйство, он много средств тратил на улучшение инвентаря, пород скота и приведение в порядок внешнего вида усадьбы с большими садами и службами». Ивановка для Рахманинова являлось желанным местом отдыха, работы и вдохновения: «…Здесь все спокойно и тихо… И не могу тебе сказать, до чего тут хорошо себя чувствую! Наконец уселся на свое место. Какое внутреннее состояние героя она рассказывает? Дети: Спокойствие, задумчивость, умиротворенность. Учитель: Два проведения темы составляют первый раздел музыкальной формы. Во втором разделе спокойный образ приобретает новые черты. Эти новые черты несет в себе развитие основной темы, которое представляет собой две волны нарастания звучности с яркими кульминациями. Далее развернутое построение у солирующего фортепиано каденция приводит к третьему разделу — репризе, в которой основная тема повторяется. В какой музыкальной форме излагается содержание второй части Концерта? Дети: В трехчастной форме. Учитель: При восприятии второй части Концерта нам предстоит определить, какие новые черты приобретает образ в своем развитии и повторении. Учитель читает эпиграф урока — высказывание С. Учитель: Какие новые черты приобрел спокойный образ в своем развитии? Дети: Тревожность, взволнованность, торжественность, ликование. Учитель: Как звучала основная тема при повторении, в репризе? Дети: Радостно, восторженно, вдохновенно, с любовью.

История второго концерта Рахманинова: место и время первого исполнения

В ней часто слышны интонации столь выразительных крестьянских лирических и горестных протяжных песен; ладовое своеобразие древних церковных распевов, отголоски напевов московских цыган. Алексей Кондратьевич Саврасов. Хоровод в селе. Это не "пассаж быстрыми пальчиками".

Об этой, казалось бы, весьма заметной вещи почти никто никогда не говорил. Не знаю, насколько эти черты способствуют созданию собственной философии не говоря об экономике , но что они полезны для поэзии — точно. Проходят годы — и она поглощает их все больше и больше. Постепенно их ум и понятия сливаются в одно целое. Они изумляются, теряются и не знают, что делать. Им следует уяснить, что именно тот момент, когда возникает это чувство потери и остолбенения, — самый подходящий для осознания буквально: для освобождения своего тела и своей жизни Су Дунь-ли ». Видимо, разница западных и восточных практик письма где-то здесь. Русские не китайцы, но попробовать понять их через великого восточного соседа — имеет смысл. Прививка постмодернизма, данная нам в «смутные годы», отразилась на сознании русских куда более благотворно, чем мы привыкли думать. Мы получили хорошую школу релятивизма, стали «хитрее», «изворотливее», «циничнее»: нам ли не понимать, что такое несимметричный ответ, о котором говорят политики и военные спецы, размышляя о нынешних «диффузных» противостояниях. Впрочем, и до «культурной оккупации» синтетическое мышление, неожиданно сочетающееся с глубинной тягой к последней правде и последней справедливости, было более распространено, чем аналитическое. Синтетическое мышление — это то, что предполагает существование сразу нескольких логик вместо одной, подбор логики, отличной от алгоритма противника. Существование нескольких логик одновременно, нескольких параллельных ответов, из которых должен быть выбран один наиболее парадоксальный, в этом понимании является определением таланта интуиции. Другими словами, способность к фантазии, воображению. Славянский ренессанс, обозначенный Милорадом Павичем, вполне может состояться на просторах нашей Родины. Способность нести обаятельную пургу, через которую тем не менее просвечивает святая и бездонная истина, — мерцает в нас от Гоголя до Курёхина. Почти дзенский абсурд — русское умение; литература, кажется, только начала его осваивать. Алогичное мышление в частности, фольклорно-поэтическое в определенных условиях может быть лучшим способом познания, изначально полагая электрон и волной и частицей, а слово — и топором и иконой. Массовая кельтомания среди русских неслучайна: священное безумие в поэзии, парадоксальный юмор, сказочная религиозность. Ирландцы создали свою метафизическую литературу, мы еще нет. Мы подошли к порогу и словно на миг застыли. Китайская весть, кельтская весть, латиноамериканская весть. Где русская? По-моему, на подходе. Преодоление литературы по-русски — одна из самых долгожданных для меня вестей; не знаю, от чего она будет отталкиваться: от протопопа Аввакума, «Слова о полку», Державина, Хлебникова, Гагарина, Калашникова… Поэзия — вещь сверхчеловеческая и, значит, наднациональная. С другой стороны, каждый народ играет свою партию в общем оркестре истории: в силу своего темперамента, менталитета. Именно так развивается любая национальная культура — через заимствования. Соло на этом балу — вещь относительная. Главное, что каждый занят своим делом и по-своему необходим. Так вот, русские для меня звучат отнюдь не балалаечным или бутылочным звоном, а фортепьянными накатами Рахманинова, Прокофьева и Чайковского — мощным и неповторимым больше нигде звуком и тоном. Если бы наша «национальная поэзия» восприняла сегодня этот простой факт как фон, на котором можно работать, она зазвучала бы иначе. Кротость, смирение — хорошо и похвально, но для полноценной жизни нужен полный диапазон звуков. И он в нас есть. Мы закрылись, сбитые с толку политической неразберихой, увязшие в плену бесплодных самоунижений, в ученических оглядках на давно тупиковые штудии западной «университетской литературы». Но двадцать лет обморока, полусмерти — это же инициация, начало перехода на новый, более качественный жизненный виток. Теперь можно многое начать сначала. Почти с нуля. Отбросив все призрачное и вымороченное. Не для нас ли В. Топоров восстанавливал индоевропейский протогимн, Вяч.

Рахманинова имеет огромное историческое значение и сильное влияние на музыкальную культуру. Это произведение стало очередным шагом в развитии русской музыкальной школы и искусства в целом. Композитору удалось создать концерт, который полностью отразил его индивидуальность и уникальное музыкальное видение. Второй концерт Рахманинова отличается глубоким эмоциональным содержанием, высоким техническим уровнем и мощным звуковым образом. Концерт получил широкое признание и стал ключевым в творчестве Рахманинова. Он принес композитору мировую славу и узнаваемость, а само произведение стало одним из наиболее популярных и известных в репертуаре пианистов. Огромное влияние второго концерта Рахманинова оказало на развитие пианистической техники и композиторского стиля. Многие пианисты искусно владеют этим произведением, и оно является обязательным испытанием для молодых пианистов, демонстрируя их мастерство и техническую гибкость. Прежде всего, произведение вызывает восхищение своей глубокой экспрессивностью и богатыми мелодическими линиями. Благодаря этому концерт стал источником вдохновения для множества композиторов, которые впоследствии двигались в том же направлении и пытались создать подобные произведения. Историческое значение второго концерта Рахманинова заключается в том, что он проложил путь для развития русской музыкальной школы и внес значительный вклад в развитие музыкального искусства в целом. Он стал одним из ключевых произведений, представляющих русскую музыку на мировой арене и сформировал образ русского композитора как талантливого и экспрессивного. Анализ структуры и основные музыкальные темы Структура второго концерта Рахманинова соответствует классической трёхчастной форме. Он состоит из трёх частей: аллегро, анданте и аллегро молто. В каждой части выделяются отдельные музыкальные темы, которые развиваются и повторяются на протяжении всего произведения.

Семья Рахманиновых была очень музыкальна. Дед учился у известного в России педагога и композитора Джона Фильда, и сохранилось несколько романсов и фортепианных пьес его сочинения, изданных в XVIII веке. Отец — потомственный тамбовский дворянин — тоже увлекался музыкой, но профессионально не играл. Первой учительницей музыки Сергея Рахманинова стала его мать Любовь Рахманинова, дочь генерала Петра Бутакова, директора Аракчеевского кадетского корпуса. Когда Сергею Рахманинову было 8 лет, семья переехала в Петербург. Осенью 1882 года мальчик поступил на младшее отделение Петербургской консерватории в класс Владимира Демянского. Поначалу юный музыкант тяготился занятиями и часто их прогуливал. Но позже он встретился со своим двоюродным братом — молодым, но уже известным московским пианистом Александром Зилоти. Зилоти послушал игру мальчика и убедил его родителей отправить Рахманинова в Москву, в ученики к Николаю Звереву. Известный педагог держал в своем доме частный пансион для одаренных учеников и в условиях строжайшей дисциплины занимался с ними по шесть часов в день. В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе Зилоти. Он окончил консерваторию как пианист и композитор, получив Большую золотую медаль за дипломную работу — одноактную оперу «Алеко». Чайковский , который принимал экзамен у юного композитора, поставил опере оценку «пять с тремя плюсами» и рекомендовал ее к постановке в Большом театре. Молодой Рахманинов быстро стал любимцем московской публики: его знали как талантливого пианиста, композитора и дирижера. Но в 1897 году музыканта настиг настоящий провал: композитор Александр Глазунов крайне неудачно исполнил его Первую симфонию в Петербурге. Рецензии были разгромными. Новаторское сочинение Рахманинова не приняли ни критики, ни публика. Композитор впал в депрессию и на протяжении почти четырех лет ничего не сочинял и практически не выходил из дома. Новый этап в его жизни и карьере наступил в 1901 году, когда композитор завершил Второй фортепианный концерт. Сочинение вернуло Рахманинову статус известного российского музыканта: он много писал, дирижировал на организованных Зилоти выступлениях, ездил с концертами в Европу, Америку и Канаду. Композитор занял должность дирижера в Большом театре, где руководил всем русским оперным репертуаром на протяжении нескольких сезонов, и возглавил художественный совет Российского музыкального издательства. В 1902 году Сергей Рахманинов обвенчался со своей двоюродной сестрой, дочерью статского советника Натальей Сатиной. У них родились две дочери — Татьяна и Ирина. Вскоре после революции 1917 года композитора пригласили выступить на концерте в Стокгольме. Рахманинов покинул Россию — вместе с семьей, практически без средств к существованию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией. Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами, поэтому вновь стал играть на фортепиано и выступать с концертами. Пианист покорил европейскую публику, а в 1918 году уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи. Почти все первые 10 лет эмиграции Рахманинов не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять.

Репертуар и особенности 2-го концерта Рахманинова

История концерта второй Рахманинова. Второй концерт Сергея Рахманинова, одного из величайших русских композиторов, был исполнен в Москве в 1901 году. 2 концерт Рахманинова – это одно из самых известных произведений композитора, написанное им в 1901 году. Это концерт для фортепиано с оркестром, проникнутый глубокими чувствами и эмоциями. В начале четвертого акта Айн Рэнд Роман 1943 года Источник Второй концерт Рахманинова упоминается как одно из двух музыкальных произведений, способных стать суррогатом человеческих достижений.

Второй концерт Рахманинова как национальная идея: критика, полемика, интервью

1 часть 2-го концерта История концерта второй Рахманинова. Второй концерт Сергея Рахманинова, одного из величайших русских композиторов, был исполнен в Москве в 1901 году.
Концерт Рахманинова № 2: великолепие музыкального таланта величайший композитор 20 века, гениальный пианист, выдающийся дирижер. Концерты для фортепиано с оркестром – это тот любимый жанр, к которому Рахманинов обращался всю жизнь.
Рахманинов концерт 2 для фортепиано с оркестром доклад Moderato — первая часть открывается типичным для Рахманинова колоколообразным вступлением у фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа контроктавы, в нарастающей динамике.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) - Piano Concerto No. 2 (Rachmaninoff) В истории русского фортепианного концерта Сергей Рахманинов сыграл особенно важную роль.

Великая русская музыка (2): С.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.

С другой стороны, каждый народ играет свою партию в общем оркестре истории: в силу своего темперамента, менталитета. История создания Второго фортепианного концерта Сергея Васильевича Рахманинова уже стала легендарной и обросла мифами. Всё началось с провала. Тринадцатое сочинение композитора стало для него по-настоящему несчастливым. Концерт для фортепиано с оркестром №2 в до миноре, сочиненный Сергеем Рахманиновым, является одним из самых известных и любимых произведений в истории музыки. Он был написан в 1900 году в Москве, когда композитору было всего 28 лет. 5. История создания Второго концерта. Как уже было отмечено, провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. 2. Длительность создания: Составление концерта заняло у Рахманинова около одного года. Он начал работу в 1900 году и завершил ее в 1901 году. 3. Премьера: Второй концерт Рахманинова был впервые исполнен 9 ноября 1901 года в Москве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий